Должностная инструкция капитана яхты капитану надлежит. Должностная инструкция капитана-механика патрульного судна Должностные обязанности капитана судна



ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА СУДНА


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование судном. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры.

2. ОБЯЗАННОСТИ

Старший помощник капитана:

1. Составляет и корректирует судовые расписания.

2. Организовывает и проводит подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использованию спасательных средств и спасению людей, груза и судового имущества, контролирует подготовку аварийных партий и групп, непосредственно руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна.

3. Обеспечивает постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, следит за их комплектностью.

4. Обеспечивает наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.

5. Контролирует и ведет учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, ее расход.

6. Совместно с начальниками служб размещает членов экипажа и временно прибывших на судно лиц по жилым помещениям.

7. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.

8. Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.

9. Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.

10. Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам.

11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.

12. Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.

Перед началом и в ходе грузовых операций:

1. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.

2. Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.

3. Лично руководит подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивает выполнение правил их перевозки.

Перед выходом в рейс:

1. Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.

2. Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

3. За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут - о готовности судна к отходу.

1. Контролирует надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывает и ведет наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимает меры к их обеспечению; руководит подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

2. При оставлении судна экипажем обеспечивает проверку помещений судна и следит за тем, чтобы на судне не осталось людей.

3. Несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. (На судах, где более трех помощников капитана, старший несет одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов и осуществляет контроль за вахтой четвертого помощника с 16 до 20 часов). В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.

В соответствии с «МКУБ» (п. 5.2) капитан судна осуществляет на судне верховную власть и несет ответственность в отношении решений по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

Капитан судна является высшим должностным лицом и главной, ключевой фигурой в «СУБ» судна.

Капитаны судов являются определяющими, ключевыми фигурами в «Системе управления безопасностью» компании в целом.

Законодательные требования в отношении капитана судна

Обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены:

  1. Международными конвенциями, соглашениями, обязательными нормами;
  2. Нормами национального законодательства Государства Флага (РФ);
  3. Кодексом торгового мореплавания;
  4. Уставом службы на судах;
  5. Дисциплинарным уставом;
  6. Ведомственными организационно-распорядительными документами — приказами, распоряжениями, положениями, правилами, инструкциями, и т. п.;
  7. Уставом компании;
  8. Организационно — распорядительными документами компании — приказами, распоряжениями, циркулярами, и т. п.;
  9. «Руководствами» по «СУБ» компании.

В «Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации» («КТМ-99») обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены в главе 2 (Статьи 61-75).

Согласно ст. 61 «Управление судном и другие обязанности капитана судна», на капитана «возлагается управление судном, в том числе — судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу».

В действующем «Уставе службы на судах Министерства морского флага Союза ССР» (1976 года) обязанности, полномочия и ответственность капитана судна определены в Главе V (статьи 60-125).

Место капитана

Согласно ст. 60, капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз. Согласно ст. 61, капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства.

На капитана судна в полной мере распространяются положения «Устава о дисциплине работников морского транспорта», введенного в действие с 1 сентября 2000 года.

Требования «МКУБ» в отношении капитана судна определены в главе 5 «Ответственность и полномочия капитана» (пп. 5.1-5.2). а также в п. 6.1 «МКУБ».

Компания должна обеспечить, чтобы «СУП», использованная на судне, содержала четкое подтверждение полномочий капитана. Компания должна установить, что капитан осуществляет на судне верховную власть и несет ответственность в отношении решении по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды, и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

Квалификационные требования в отношении капитана судна определены в МК «ПДМНВ — 78/95» (Правило 11/2, Разделы A-II/2 и В II/2 «Кодекса ПДМНВ»).

Общие обязанности капитана судна должны быть определены компанией на основании документов, указанных в п. 1.5.2, с учетом специфики деятельности судов компании.

Политика компании в отношении капитана судна

Политика компании в отношении капитана судна может включать следующие основные элементы:

  1. Тщательная и вдумчивая подготовка резерва на должности капитана из числа наиболее способных, квалифицированных, ответственных старших помощников капитана;
  2. Прохождение кандидатами на должности капитана специальных собеседовании в управлениях, службах, отделах компании, а также специальных курсов повышения квалификации (включая курсы по «МКУБ») и специальных тренажерных курсов;
  3. Особый контроль и помощь молодым капитанам со стороны флагманских капитанов, включая обязательный выход флагманского капитана в первый рейс с молодым капитаном;
  4. Предоставление капитанам судов широких прав и полномочий — как при комплектовании экипажей, так и в процессе эксплуатационной деятельности судна, уважительное отношение и доверие к капитанам, а также обеспечение необходимых мер по защите капитанов судов в надлежащем выполнении ими своих обязанностей в отношении безопасности на море и защите морской среды (в соответствии с Резолюцией ИМО А. 443(IХ) и Правилом V/34 МК «СОЛАС-74»);
  5. Обеспечение всей необходимой поддержки для безопасного выполнения капитаном своих обязанностей;
  6. Компания всегда поддержит любое решение, принятое капитаном судна в добром здравии и в интересах компании;
  7. Обеспечение полной осведомленности капитанов судов о «миссии компании», основных элементах, целях и принципах политики компании и области безопасности, и защите окружающей среды, а также о действующей «Системе управления безопасностью» (СУБ) компании;
  8. Обеспечение надлежащей квалификации капитанов судов компании, в том числе за счет систематического (не реже чем через пять лет) прохождения одобренных курсов повышения квалификации;
  9. Тщательный и доброжелательный контроль деятельности капитанов судов со стороны компании.

Компания должна четко и ясно подтвердить полномочия капитанов своих судов капитан судна осуществляет судне верховную власть и несет ответственность в отношении решений по безопасности и предупреждению загрязнения окружающей среды и в отношении просьбы об оказании помощи, если это потребуется.

В соответствии с правилом 34 пересмотренной главы V конвенции «СОЛАС — 74», капитан судна не должен быть ограничен судовладельцем, фрахтователем, компанией или иным лицом, в праве принимать любое решение, которое, по профессиональному суждению капитана, необходимо для обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской окружающий среды.


Следствие невнимательности капитана

Обеспечение безопасности экипажа судна и его груза, является главной обязанностью капитана судна, невыполнение которой влечет за собой его ответственность. Ничто, содержащееся в «Руководствах» и «СУВ», никоим образом не освобождает капитана судна от его обязанностей в отношении экипажа, судна, груза и/или от выполнения требований международных конвенций (включая «СОЛАС-74». «ПДМНВ-8/95», «МАРИОЛ-73/78», конвенцию об «МППСС-72» с последними изменениями и дополнениями).

Точно так же содержащееся в «Руководствах» по «СУБ», не ограничивает капитана судна в принятии иных решений, если он посчитает их более эффективными и/или необходимыми в конкретных условиях и обстоятельствах случая.

Документы «СУБ» компании должны четко определять и оформлять в виде документов.

Ответственность капитана в отношении:

  1. Реализации политики компании по обеспечению безопасности и защите окружающей среды;
  2. Побуждения экипажа к соблюдению этой политики;
  3. Издания соответствующих приказов и инструкций в ясной и простой форме (приказы по судну, записи в журнале распоряжений по вахте на мостике и т. п.);
  4. Проверки выполнения предъявленных требований (в том числе — путем делегирования полномочий по проведению проверки лицам командного состава судна, при этом капитан остается ответственным за то, чтобы эти лица командного состава применяли установленные компанией и задокументированные процедуры проверки, включая использование соответствующих «Контрольных листов»);
  5. Пересмотра «СУБ» и передачи сообщений о любых недостатках «СУБ», относящихся к эксплуатации судна, береговым службам управления, при этом информация о недостатках «СУБ» должна включать конкретные предложения по корректирующим действиям и рекомендации по улучшению «СУБ».

Подчеркивая указанную выше ответственность капитана, компания (в соответствии с п. 6.1 «МКУБ») обеспечивает и контролирует, чтобы капитан судна компании:

  • Имел надлежащую квалификацию;
  • Был полностью осведомлен о «СУБ» компании;
  • Получал всю необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.

Оценка компанией того, что капитан «обладает надлежащей квалификацией» для командования судном, производится посредством:

  1. Контроля наличия (или получения капитаном) соответствующего сертификата компетентности;
  2. Прохождения специальных курсов повышения квалификации, тренажерных курсов, получения требуемых сертификатов;
  3. Прохождения установленной аттестации каждые 5 лет;
  4. Учета удовлетворительного послужного списка капитана, и его предшествующего опыта работы, в том числе — на судах данного типа или данной тоннажной группы;
  5. Учета информации, полученной от других компаний и от инспектирующих организаций;
  6. Учета сведении о поощрениях и взысканиях.

Компания должна обеспечивать, чтобы капитан «был полностью информирован» о всех установленных требованиях, относящихся к безопасности и защите окружающей среды, посредством:

  1. Включения таких требований в «Руководства» по «СУБ» компании, в инструкции по эксплуатации, должностные и рабочие инструкции для лиц судового экипажа;
  2. Введения порядка изучения «Руководств» по «СУБ» компании, курсов повышения квалификации, специальной предварительной подготовки экипажей;
  3. Введения практики обязательных систематических официальных встреч капитана с руководством компании и т. д.

Важным элементом политики компании должно быть своевременное, полное и объективное информирование капитанов о состоянии дел в акционерном обществе, основных направлениях деятельности совета директоров и правления.

В этих целях обычно:

  1. Устанавливается единый (ежемесячно) информационный день для капитанов, находящихся на берегу в отпуске и в ожидании направления на судно;
  2. Поддерживается практика личных встреч высшего руководства компании с капитанами перед направлением на судно и по окончании рейса (контракта);
  3. Продолжается практика регулярных встреч руководства и ведущих специалистов компании с капитанами и командным составом судов в рамках курсов повышения квалификации, и т.д.

В отношениях с капитанами судов, как и со всем персоналом компании, руководство компании придерживается принципов открытости, местности, принципиальности и полной ясности.

Компания должна гарантировать, что капитан судна получит всю необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.


Пример спасательной операции

По вопросам и предложениям, поставленным капитаном, должно обеспечиваться первоочередное внимание во всех подразделениях и на всех уровнях управления компании, своевременное принятие целесообразных и эффективных мер, и обязательный персональный ответ.

В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принята любых решений и действий. Приоритеты должны располагаться следующим образом:

  • Безопасность жизни.

Это является главным приоритетом и распространяется на любые действия.

  • Безопасность судна.

Безопасность судна практически является синонимом по отношению к спасению человеческой жизни. Если судно безопасно, то существует гораздо меньшая угроза человеческой жизни и окружающей среде.

После безопасности жизни и безопасности судна, которые пользуются высшим приоритетом, наиболее важным являются безопасность груза и безопасность окружающей среды. Следует иметь в виду, что в современном судоходстве штрафы за розлив нефти и нефтепродуктов, особенно в экологически чувствительных районах, могут быть разорительными для компании.

Если в опасной ситуации судно нуждается в срочной помощи, то капитан судна должен быть уполномочен компанией самостоятельно обращаться за необходимой помощью и подписывать спасательный, или буксировочный контракт даже без консультации с судовладельцем, если такая консультация невозможна или затруднительна либо связана с неприемлемой потерей времени.

Компания ожидает, что капитан судна будет предпринимать все обоснованные меры для того, чтобы обеспечить следование судна в соответствии с установленным графиком движения.

Однако никакая экономия времени не должна достигаться за счет снижения безопасности и неоправданного риска.

Безопасность — прежде всего!

В вопросах безопасности капитан судна имеет право и обязан благоразумно предпринимать любые действия, которые будут, по его мнению, наилучшим образом соответствовать интересам безопасности его судна, и никакие соображения предварительного плана, удобства или полученных предварительно инструкций не должны заставлять капитана пойти на риск, который он считает неприемлемо опасным.

Компания всегда поддержит решение, принятое капитаном в добром здравии и в интересах безопасности.

Ответственность за судовождение

Капитан судна ответственен за безопасное судовождение. Он обеспечивает управление судном в соответствии с применимыми правилами, принципами хорошей морской практики и обстоятельствами плавания.

Капитан всегда должен предотвращать повреждения судна. Он обязан обеспечивать, чтобы ни судно, ни его «СЭУ» не подвергались чрезмерным нагрузкам при плавании в , снизив для этого скорость либо изменив курс соответствующим образом, если судно испытывает тяжелые удары, особенно когда оно в балласте.

Капитан судна обязан развивать и поддерживать свои знания и навыки в судовождении, в управлении судном в различной навигационно-гидрографической и гидрометеорологической обстановке с тем, чтобы всегда быть в состоянии обеспечить управление судном в соответствии с высшими стандартами морской практики.

Капитан организует и контролирует штурманскую и вахтенную службу на судне в соответствии с требованиями «Устава службы на судах», международных кодексов, руководства компании по организации штурманской службы и других организационно-распорядительных документов.

Капитан должен контролировать глубокие знания всех судоводителей по «МППСС-72» и обеспечивать плавание судна всегда в строгом соответствии с этим и правилами.

Капитан должен присутствовать на мостике, как минимум, в следующих случаях:

  1. При вызове вахтенным помощником;
  2. При ограниченной видимости;
  3. При следовании в районе интенсивного судоходства;
  4. При плавании в стесненных водах;
  5. При плавании с лоцманом;
  6. При входе в порт, выходе из порта, швартовных операциях (в т. ч. — у монобуя или при швартовке к другому судну);
  7. При постановке на якорь и съемке с якоря;
  8. При следовании вблизи мелководья или навигационных опасностей;
  9. Тяжелых погодных условий или других обстоятельств, когда по мнению капитана существует потенциальная угроза для безопасности судна, экипажа или окружающей среды;
  10. При подходе к берегу после океанского плавания;
  11. При проведении спасательных операций;
  12. В любое другое время, когда, по его мнению, складываются условии, несущие потенциальную угрозу безопасности судна.

Хотя капитан всегда ответственен за навигационную безопасность судна, могут возникнуть обстоятельства, при которых капитан будет вынужден проводить на мостике многие часы. В результате усталость из-за длительного пребывания на мостике может ослабить эффективность и бдительность капитана. Следовательно, присутствие капитана на мостике должно быть предварительно спланировано и, насколько это возможно, совпадать с периодами наибольшей необходимости.

Кроме того, в подобных ситуациях капитан вправе (и обязан, когда это требуется) делегировать свои полномочия и ответственность в отношении присутствия на мостике, управления судном и обеспечения безопасности судовождения старшему помощнику капитана, насколько это необходимо для того, чтобы дать капитану достаточное время для отдыха.

Если у капитана есть сомнения в возможности такой передачи ответственности старшему помощнику капитана, капитан обязан проинформировать об этом компанию.

Капитан должен всякий раз, когда это безопасно, приемлемо и практически возможно, обучать старшего помощника капитана методам практического управления судном.


Практическое занятие управлением судна старшим помощником капитана

Капитан должен обеспечивать безопасность такой тренировки, контролировать развитие ситуации и быть готовым в любой момент взять управление судном на себя.

Капитан должен обеспечить, чтобы до начала перехода был разработан план предстоящего перехода, полностью отвечающий требованиям обеспечения безопасности судовождения и хорошей морской практики (раздел 2 настоящего «Руководства»). Этот план должен быть обсужден со всеми помощниками капитана, принят к исполнению, и исполнение утвержденного плана перехода должно контролироваться в процессе всего плавания судна.

Перед выходом из порта капитан должен убедиться, что судно является мореходным во всех отношениях. В частности, необходимо проверить, что все люки, лазы, горловины закрыты, зажаты, задраены так, как это требуется.

Капитан должен обеспечить, чтобы в процессе плавания курсы судна проходили бы «чисто» от мысов и навигационных препятствий, и чтобы применяемая практика обеспечивала бы навигационную безопасность.

Судно должно следовать в пункт назначения в соответствии с установленным графиком движения, однако с полным соблюдением требований безопасности. Безопасность экипажа, судна, груза, окружающей среды должны всегда пользоваться приоритетом перед соображениями экономики, как при выборе маршрута перехода, так и в процессе управления судном в море. Стандарты и «запасы» безопасности не должны снижаться, ни по какой причине, и ни под каким давлением со стороны любого должностного лица компании.

Скорость судна должна снижаться, если этого требуют условия плавания.

Не следует идти на необоснованный риск, представляющий опасность для экипажа, судна, груза, окружающей среды. Выбираемые решения должны основываться на требованиях хорошей морской практики и глубоком знании характеристик, особенностей, поведения судна при данном варианте загрузки.

Вахтенному помощнику капитана должны быть даны четкие указания, в каких ситуациях следует без промедления вызвать капитана на мостик. Вахтенный помощник всегда должен знать, где он может найти капитана в любой момент времени.

Должно быть четко заявлено с записью в судовой журнал, когда капитан принимает управление судном на себя.

Капитан должен устанавливать режим на мостике в зависимости от условий плавания, в том числе организует усиленную вахту при плавании в сложных навигационных условиях.


Разлитая нефть с тонущего нефтяного танкера

Капитан должен обеспечить, чтобы все системы безопасности на судне (как, например, противопожарное оборудование) эксплуатировались должным образом, и чтобы вахтенные помощники и другие члены экипажа были бы соответственно позиционированы в использовании таких систем.

Должны проводиться регулярные учения, в особенности — на ранних стадиях рейса и в обязательном порядке — перед выходом в рейс после заводского ремонта. Сведения по эксплуатации систем безопасности и проведенных учениях следует заносить в соответствующий журнал.

Капитан должен обеспечить, чтобы информация об осадке судна была в ясной форме доступна вахтенному помощнику на протяжении всего перехода. Осадка судна должна быть указана в ходовой рубке и записана в судовой журнал. Специально назначенный помощник капитана должен обеспечивать, чтобы изменения в осадке судна в течение рейса, в том числе — вследствие балластировки (особенно в море), должным образом рассчитывались, учитывались и записывались.

Специальный планшет, показывающий общие размерения судна и детальную информацию о маневренных характеристиках судна, должен быть, постоянно вывешен в ходовой рубке. Пример такою планшета, рекомендуемый на международной основе, приведен в приложении к «BPG-98». Операционный статус судовой энергетической установки и навигационного оборудования должен быть показан либо на этом же планшете, либо рядом с ним.

Капитан должен обеспечить, чтобы, когда это целесообразно, списывающиеся с судна помощники капитана вводили бы в курс дела прибывающих на судно помощников капитана. Важно, чтобы вновь прибывающим помощникам было показано, как включать, настраивать и использовать все находящееся на мостике оборудование.

Капитан должен обеспечить, чтобы все помощники капитана (в том числе — прибывающие на судно) ознакомились с «Руководством по организации штурманской службы компании», поняли его содержание и приняли его как руководство к действию, засвидетельствовав это своей подписью в специальном листе ознакомления.

Капитан должен издавать, когда это необходимо и целесообразно, свои оперативные распоряжения в письменной форме и заносить их в «Журнал распоряжений по мостику» и в «Журнал распоряжении на ночь», контролируя, чтобы помощники капитана знакомились с этими распоряжениями, засвидетельствовав это своей подписью, до начала выполнения обязанностей вахтенного помощника по очередной вахте.

Капитан должен обеспечивать и контролировать должное ведение помощниками капитана всех установленных компанией судовых журналов в соответствии с действующими инструкциями по их заполнению.

Капитан судна ответственен за немедленное (насколько позволяют обстоятельства) сообщение о любом несчастном или аварийном случае, инциденте, повреждении, случае загрязнения окружающей среды в адрес компании и других заинтересованных сторон, как это определено в «Руководстве» компании по действиям в чрезвычайных и аварийных ситуациях.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Капитана-механика патрульного судна

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика патрульного судна [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Компания).

1.2. Капитан-механик патрульного судна назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Капитан-механик патрульного судна подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Капитан-механик патрульного судна относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность капитана-механика патрульного судна назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (судоводительское) образование, дополнительное профессиональное образование по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Капитан-механик патрульного судна отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Капитан-механик патрульного судна должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • лоцию и правила плавания на водоемах;
  • устройство и правила технической эксплуатации патрульного судна, судовой и водолазной техники;
  • документы, регламентирующие обеспечение живучести патрульного судна и безопасность плавания;
  • порядок проведения спасательных работ и водолазных спусков с патрульного судна;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Капитан-механик патрульного судна в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия капитана-механика патрульного судна его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Капитан-механик патрульного судна осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Управляет патрульным судном и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания и поддержанию на нем порядка.

2.2. Обеспечивает несение вахт, соблюдение требований нормативных документов по обеспечению безопасности патрульного судна, людей, грузов, технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники.

2.3. Руководит экипажем патрульного судна, проводит его обучение и отработку действий по судовым тревогам.

2.4. Руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть патрульного судна и спасению людей на воде.

2.5. Определяет объем ремонтных работ патрульного судна и обеспечивает их выполнение, обеспечивает своевременное предъявление патрульного судна, судовой и водолазной техники к освидетельствованию соответствующими органами надзора.

2.6. Принимает меры по снабжению, приему, учету и хранению запасных частей, инвентаря, материалов и топлива.

2.7. Ведет судовую, техническую документацию и отчетность.

В случае служебной необходимости капитан-механик патрульного судна может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Капитан-механик патрульного судна имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности капитана-механика патрульного судна, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции капитана-механика патрульного судна.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Капитан-механик патрульного судна несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы капитана-механика патрульного судна осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы капитана-механика патрульного судна является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы капитана-механика патрульного судна определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью капитан-механик патрульного судна обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью капитану-механику патрульного судна для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Капитану-механику патрульного судна для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению безопасности морских буксировок
судов и других плавучих сооружений


Утратила силу с 1 сентября 1996 года на основании
письма Росморфлота от 8 июля 1996 года N МФ-35/1921
____________________________________________________________________

Цель инструкции - улучшение организации буксировки морских плавучих объектов.

Инструкция содержит основные требования по организации и обеспечению безопасности морских и океанских экспедиционных буксировочных работ.

Настоящая инструкция распространяется на всех участников буксировочной экспедиции независимо от их ведомственной принадлежности, а также на лиц, осуществляющих надзор за безопасностью мореплавания (службы мореплавания пароходств, капитаны морских портов).

1.Общая часть

1. В целях обеспечения безопасности проведения дальних морских и океанских буксировок:

а) все дальние морские и океанские буксировки проводятся только спасательно-буксирными судами. Использование транспортных судов при таких буксировках допускается в исключительных случаях при отсутствии буксирных судов соответствующей мощности;

б) во всех случаях планирование и организация дальних морских и океанских буксировок согласовывается с В/О "Совсудоподъем"*;
________________

* Функции В/О "Совсудоподъема" переданы В/О "Мореплавания".

в) контроль за организацией и проведением вышеуказанных буксировок возлагается на В/О "Совсудоподъем"*.

2. В зависимости от сложности буксировки, определяемой дальностью перехода, конструктивными особенностями объекта буксировки, его размерами и состоянием, морская буксировка может быть осуществлена:

а) на буксире специального буксирного судна;

б) путем организации специальной экспедиции из нескольких судов;

в) на буксире транспортного судна.

Необходимость организации специальной экспедиции из нескольких судов определяется руководством Э/О АСПТР или службой мореплавания пароходства, которым поручена буксировка.

3. Руководство организацией и подготовкой экспедиции к морской буксировке, ее проведение возлагаются на начальника экспедиционного отряда АСПТР или службу мореплавания пароходства, которому поручена буксировка.

В их обязанности входит:

а) согласование сроков готовности буксируемого объекта и буксировщиков, а также срока начала буксировки с учетом наиболее благоприятного периода перегона;

б) контроль за подготовкой буксировщиков в установленные сроки;

в) обеспечение хорошего технического состояния судов-буксировщиков;

г) укомплектование судов-буксировщиков опытными экипажами;

д) проведение инструктажа начальника экспедиции (капитана основного буксировщика);

е) обеспечение необходимым снабжением судов-буксировщиков.

4. Владелец буксируемого объекта обеспечивает своевременную и качественную подготовку объекта к буксировке, его техническое состояние, укомплектование объекта экипажем (при необходимости), выполнение всех требований Регистра СССР, ВОХРа, портнадзора, санитарных органов и представителей организации, осуществляющей буксировку, необходимое и качественное снабжение и оформление всей требуемой документации.

Все необходимые документы, разрешающие буксировку объекта, должны быть владельцем своевременно предъявлены начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика).

5. Начальник экспедиции (капитан буксирующего судна) назначается из числа наиболее опытных капитанов.

6. По получении задания или заявки на буксировку Э/О АСПТР (в случаях, когда буксировщиком является транспортное судно - служба мореплавания пароходства) разрабатывает "План перехода" и "Инструкцию по обеспечению безопасности морской буксировки". "План перехода" и "Инструкция утверждаются начальником Э/О АСПТР, а при буксировке транспортным судном - заместителем начальника пароходства по мореплаванию.

7. В плане перехода должны быть предусмотрены:

а) названия судов-буксировщиков, их мощность, скорость каждого судна в балласте и плановая скорость буксировки с объектом;

б) маршрут перехода и расстояния по маршруту следования с объектом и в балласте;

в) порты захода (в том числе порты пополнения запасов) и порты убежища;

г) контрольные сроки выхода из порта отправления и прихода в порт назначения, а также заходов в промежуточные порты;

д) расчет ходового и стояночного времени.

8. Инструкция по обеспечению безопасности морской буксировки составляется на основе проекта перегона и требований Регистра СССР. Ее выполнение является обязательным для всех участников буксировки.

Инструкция по обеспечению безопасности морской буксировки должна предусматривать:

а) перечень технических и эксплуатационных требований к буксируемым объектам и судам-буксировщикам, обеспечивающим проведение буксировки;

б) перечень требований к буксирному устройству буксировщиков;

в) перечень требований к буксирному, якорному, спасательному, противопожарному и др. устройствам буксируемого объекта;

г) общую характеристику морских качеств буксируемого объекта, его особенностей и рекомендации по его буксировке при различных условиях погоды;

д) требования по организации судовой службы;

и) требования по специальному оборудованию и снабжению;

к) требования по организации штурманской службы и специальных наблюдений за состоянием и поведением буксируемого объекта;

л) порядок движения судов и организацию связи судов между собой, а также порядок радиопереписки;

м) порядок выхода и входа в порты и порядок прохода узкостей, а также плавания в условиях шторма и плохой видимости;

н) порядок подачи, отдачи и крепления буксирных тросов на случай обрыва буксира.

Помимо Инструкции по буксировке начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) получает дополнительный инструктаж в Э/О АСПТР и службе мореплавания пароходства по особенностям данной буксировки.

II. Подготовка буксируемого объекта и судна-буксировщика

9. Подготовка предназначенного к буксировке объекта производится его владельцем на основе разработанного проекта перегона данного объекта и согласованного инспекцией морского Регистра СССР, которая после освидетельствования объекта дает свое заключение о пригодности его к буксировке.

10. Владелец буксируемого объекта представляет совместно с заявкой также и разработанный проект на перегон объекта (проект конвертовки, расчет и проект буксирного устройства, проект подкрепления корпуса судов с ограниченной мореходностью, проект устройства, уменьшающего сопротивление воды, и т.д.). Организация, осуществляющая буксировку, имеет право в случае необходимости потребовать от владельца объекта дополнительную техническую документацию, а также в целях безопасности имеет право выставлять разумные дополнительные требования по отдельным устройствам и оборудованию на буксируемом объекте.

11. Основной буксировщик должен подбираться с мощностью машин, обеспечивающей резерв не менее 15 % против расчетного, т.е. тягового усилия для плановой скорости буксировки.

Все суда-буксировщики должны обладать хорошими мореходными качествами, соответствовать району плавания, согласно документам Регистра СССР.

12. Основной буксировщик (когда им является транспортное судно) предъявляется к освидетельствованию инспекцией Регистра СССР на предмет проверки его технического состояния и пригодности к буксировке.

13. Для обеспечения живучести буксируемого объекта проектом перегона должен быть предусмотрен табель снабжения аварийно-спасательным имуществом и инвентарем, согласованный с инспекцией Регистра СССР и организацией, осуществляющей буксировку.

Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) перед началом буксировки проверяет наличие этого имущества на буксируемом объекте.

Выход в море без наличия перечисленного в табеле имущества и инвентаря не допускается.

14. Буксирующее судно, вспомогательные суда и буксируемый объект перед выходом в море должны принимать полный запас топлива, котельной и питьевой воды, а также запасы продовольствия и расходных материалов, обеспечивающие переход до порта назначения или порта захода, если он предусмотрен планом.

Организация, осуществляющая буксировку, заблаговременно дает заявки на гидрометеорологическое обслуживание экспедиции по маршруту перехода, на бункер и снабжение, а также, при необходимости, на право захода в порты, согласно плану перехода.

15. Основной буксировщик и вспомогательные суда должны быть обеспечены полным комплектом откорректированных карт и навигационных пособий по маршруту перехода. Все навигационные и электронавигационные приборы должны быть в полной исправности и подвергнуты тщательной проверке непосредственно перед выходом в море.

Перечень необходимых навигационных приборов и пособий для буксируемого объекта устанавливается организацией, осуществляющей буксировку. При всех случаях морской буксировки на буксируемом объекте, как минимум должны быть генеральные карты на переход и прокладочный инструмент.

16. Все суда экспедиции должны быть оборудованы средствами дальней радиосвязи согласно требованиям правил Регистра СССР. Кроме этого, на всех судах экспедиции, включая и буксируемый объект, устанавливается радиотелефонная аппаратура ближнего действия (типа УКВ).

17. Все суда, участвующие в буксировке, включая и буксируемый объект, должны иметь книгу Международного свода сигналов и быть снабжены средствами визуальной связи: двумя комплектами флагов Международного свода сигналов, семафорными флажками, сигнальными фонарями, прожекторами и клотиковыми лампами.

Исключения допускаются только для буксировок на небольшие расстояния в пределах одного моря, причем виды средств визуальной связи устанавливаются организацией, осуществляющей буксировку. Независимо от характера буксировки должны быть обеспечены флажная, семафорная и световая сигнализации.

18. Суда-буксировщики при дальних морских буксировках должны быть снабжены буксирными тросами длиной согласно проекту на данную буксировку.

На судах-буксировщиках должно быть два комплекта буксирных тросов.

Запасные буксирные тросы должны быть равноценны основным.

При буксировках, когда буксирный трос подается не с буксирной лебедки, трос должен быть размечен марками.

На все буксирные тросы должны быть сертификаты, а также тросы должны иметь соответствующий запас прочности.

19. На всех судах-буксировщиках должны быть в достаточном количестве растительные, синтетические или стальные тросы для использования их в качестве тросов-проводников, а также другое оборудование, необходимое для подачи буксиров в открытом море.

20. При проведении дальних океанских буксировок доков и других крупных плавучих сооружений на основном буксировщике для качественного и оперативного прогнозирования погоды по маршруту перехода в состав экспедиции включается синоптическая группа с оборудованной факсимильной аппаратурой.

Необходимость установки факсимильной аппаратуры и укомплектования экспедиции синоптической группой определяется организацией, осуществляющей буксировку.

21. Для выполнения морской буксировки должен заключаться договор между владельцем буксируемого объекта и организацией, осуществляющей буксировку. Образцы буксировочных контрактов прилагаются*.
________________
* Образцы в Сборнике не приводятся.

III. Буксировка

22. Начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) подчинены капитан (командир) буксируемого объекта и капитаны всех судов, участвующих в буксировке. В случае отсутствия начальника экспедиции его правами пользуется капитан судна-буксировщика.

23. Начальник экспедиции (капитан буксировщика) до выхода в море обязан:

а) тщательно ознакомиться с конструктивными особенностями буксируемого объекта и его техническим состоянием;

б) знать план перехода и изучить инструкцию на буксировку;

в) с капитанами всех судов экспедиции и со всем штурманским составом основного буксировщика проработать маршрут перехода, его особенности с целью выбора наиболее благоприятного пути следования и выполнения предварительной прокладки;

г) ознакомиться с гидрометеорологическими условиями плавания;

д) знать ширину территориальных вод иностранных государств по маршруту следования, правила плавания и пребывания в них; ознакомиться с характеристиками, особенностями и обычаями захода в порты-убежища;

е) изучить правила плавания проливами и каналами по морям следования экспедиции.

24. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) до выхода в море обязан лично ознакомить командный состав судов, участвующих в экспедиции, с "Планом перехода", соответствующими инструкциями и разработанными им наставлениями, а также дать устный инструктаж по всем необходимым вопросам морской практики, судовождения и организации судовой службы на период рейса.

25. Капитаны всех судов экспедиции письменным рапортом докладывают начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) о готовности своего судна к рейсу с указанием:

а) готовности буксирного, якорного, спасательного и др. устройств и средств;

б) исправности водоотливных, пожарных и других систем;

в) исправности главных машин и механизмов;

г) наличия запасов топлива, воды, технического, аварийного и бытового снабжения;

д) наличия и качества запасов продовольствия и неприкосновенного запаса;

е) наличия полного комплекта корректированных карт, лоций и др. навигационных и электронавигационных пособий;

ж) исправности навигационных и электрорадионавигационных приборов и всех средств связи;

Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) лично проверяет готовность судов к буксировке и особое внимание должен обратить на исправность и готовность всего буксирного устройства.

О приемке объекта к буксировке составляется акт комиссией, назначаемой начальником экспедиции совместно с владельцем буксируемого объекта либо капитаном буксируемого объекта.

26. На всем протяжении буксировки начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) в части организации судовой службы и обеспечения безопасности плавания руководствуется "Уставом службы на судах Министерства морского флота СССР", "Правилами для предупреждения столкновения судов в море", "Правилами технической эксплуатации судов ММФ" и инструкциями по буксировке, КТМ СССР, условиями буксировочного контракта.

27. Если буксировка совершается через иностранные воды, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) должен знать наименование фирм, которые будут агентировать суда в пути следования.

Во всех случаях затруднений во взаимоотношениях с иностранными властями начальнику экспедиции (капитану основного буксировщика) надлежит обращаться к представителям: Морфлота, Торгпредства СССР, консульских учреждений СССР, посольства СССР (в случаях, затрагивающих политические интересы Советского государства), смешанных советско-иностранных агентирующих компаний, а также иностранных морских фирм (агентам), агентирующим советские суда, представителям Ингосстраха или клуба взаимного страхования, если судно было застраховано по данному риску.

Примечание. Под представителями Морфлота понимаются зам.торгпреда по транспорту, уполномоченный ММФ, представитель ММФ, представитель морских пароходств, представитель В/О "Совинфлот", начальники агентств.

При отсутствии в данном месте перечисленных организаций и лиц начальник экспедиции должен по вопросу, к кому ему следует обратиться за оказанием помощи, запросить рекомендации у судовладельца.

28. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) имеет право и обязан задержать выход судов в море из порта в случае получения неблагоприятного прогноза погоды.

29. Для прохода узкостями и каналами могут быть использованы местные буксиры и лоцманы, если в этом есть необходимость.

В тех местах, где лоцманская проводка обязательна, вызов лоцманов должен быть произведен заблаговременно, а суда должны ожидать прибытия лоцманов в безопасном месте, не входя в район обязательной проводки.

30. Стоянки в промежуточных портах и местах отстоя должны быть использованы для осмотра состояния буксирного устройства, буксируемого объекта, судов-буксировщиков и устранения всех обнаруженных дефектов.

Без устранения обнаруженных неисправностей дальнейшая буксировка не допускается.

Помимо осмотров в портах и местах отстоя надлежит использовать всякую возможность производить осмотр объекта, буксирного устройства особенно перед наступлением и после штормовой погоды, перед заходом в проливы, каналы, узкости, перед выходом в океан и т.д.

31. Во время стоянки на якоре и при лежании в дрейфе в ночное время и плохую видимость, должны быть приняты особые меры для обращения на себя внимания приближающихся судов с целью предупреждения столкновения и навалов.

32. В случаях, когда экспедиция будет застигнута штормом в открытом море, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) обязан принять все меры предосторожности, рекомендуемые в таких случаях хорошей морской практикой и, в первую очередь, уменьшить ход, увеличить длину буксирных тросов, лечь на наиболее благоприятный для буксируемого объекта курс относительно ветра и волны либо следовать в пункты убежища или места укрытия.

33. Вся оперативная радиокорреспонденция, касающаяся работы экспедиции, передается за подписью начальника экспедиции (капитана основного буксировщика).

34. Начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) сообщает в адреса: пароходств, Э/О АСПТР (по принадлежности), В/О "Совсудоподъем", управления ГМС, обеспечивающего переход, владельцу буксируемого объекта:

а) даты, время выхода и прихода в порты;

б) предполагаемое время подхода к портам, проливам, каналам;

в) ежесуточно на 08 и 18 час. московского времени координаты, скорость и курс, условия погоды, состояние всех судов и буксируемого объекта.

На 18 час. дополнительно сообщается остаток запасов (топлива, воды) и пройденное за сутки расстояние.

В случае неблагоприятной погоды, а также в случае аварийного происшествия текущая информация о положении, состоянии и координатах судов даются каждые четыре часа. В случае отклонения от намеченного "Плана перехода", начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) должен информировать о причинах изменения плана и о своих дальнейших намерениях.

Вся подаваемая информация должна быть краткой, но точной и понятной.

35. Прокладка и счисление пути судна должны вестись на всех судах, участвующих в буксировке объекта.

Основным счислением считается счисление основного буксировщика, которым руководствуются все остальные суда.

Если на буксируемом объекте не ведется счисление, в этом случае вахтенный начальствующий состав наносит на навигационные карты координаты, сообщаемые с основного буксировщика.

36. В случаях необходимости оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие в море, в районе движения каравана, начальник экспедиции (капитан основного буксировщика) обязан по согласованию с В/О "Совсудоподъем" и службой мореплавания пароходства или Э/О АСПТР приступить к оказанию помощи, предварительно обеспечив безопасность буксируемого объекта.

37. Наряду с изложенными в Инструкции требованиями все участники экспедиции должны использовать рекомендации хорошей морской практики.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Сборник нормативных актов о транспорте"
М., Юридическая литература 1983, ч.2

Техника продаж