Профессия машинист: основные плюсы и минусы выбора. Профессия "машинист поезда": описание, специфика, преимущества Профессия машинист жд

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 24.02.2020

Россия 40000—100000 ₽

Москва 110000—65000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста ? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию "страховки" на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?


Работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто "механик", и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом - профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?


Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста - профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной - на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует - можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и "тренировать" мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль - все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста - это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии - высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

Подробности Обновлено: 17.01.2020 16:02

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной.

На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Машинист поезда – это человек, управляющий локомотивом, но одному справиться с такой ответственной работой непросто, поэтому он работает с помощником.

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава.

Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Жизнь современного человека невозможно представить без машин и других механизированных устройств. Вполне логично, что существуют люди, управляющие такими машинами. И если машинами, используемыми в личных целях, управляют их владельцы, то техникой производственного или общественного назначения могут управлять только специалисты - представители профессии машинист.

Жизнь современного человека невозможно представить без машин и других механизированных устройств, которые не только облегчают нам жизнь, но значительно повышают производительность труда специалистов в самых разных отраслях производства. Вполне логично, что существуют люди, управляющие такими машинами. И если машинами, используемыми в личных целях, управляют их владельцы, то техникой производственного или общественного назначения могут управлять только специалисты - представители профессии машинист .

Поскольку до того момента, когда машины будут полностью автоматизированы (то есть, перестанут нуждаться в управлении человеком) мы в ближайшие несколько десятков лет вряд ли доживем, а количество машин неуклонно возрастает, рынок труда постоянно нуждается и еще долгое время будет нуждаться в профессиональных машинистах. Поэтому многие вчерашние школьники предпочитают не гнаться за модой, выбирая популярные сегодня профессии экономиста или юриста, а поступаются на обучение по специальности "машинист", так как эта профессия гарантирует стабильный заработок, независимо от экономической ситуации в стране.

Кто такой машинист?


Квалифицированный специалист, профессиональная деятельность которого заключается в управлении машинами самого разного вида и предназначения. Отметим, что в зависимости от того, какой машиной управляет специалист, термин "машинист" всегда дополняется типом машины. При этом, некоторые профессии, связанные с управлением некоторых типов машин, ничего общего с термином "машинист" не имеет. Например, автомобилем управляет водитель, а самолетом - пилот.

Название профессии произошло от латинского māchina (орудие, устройство, механизм). Интересно, что в допетровской России все механические устройства называли "махина", и только потом это слово приобрело несколько иной смысл, а механизмы начали называть немецким словом Мaschine. Первые машины появились в античные времена, соответственно тогда же возникла и одноименная профессия.

Но если на заре становления профессии машинисты управляли примитивными подъемными механизмами (блоками и рычагами) и военной техникой, то современные специалисты управляют огромнейшим количеством самой разной техники, управление которыми сродни управлению космическим кораблем: подъемные краны, поезда, манипуляторы, экскаваторы и т.д. Правда в обыденной жизни большинство специалистов называют по названию той техники, которой они управляют: крановщик, бульдозерист, экскаваторщик.

Независимо от того, на какой машине работает специалист, профессиональные обязанности всех машинистов приблизительно одинаковые: управление механическим устройством, поддержание чистоты на рабочем месте, строгое следование технике безопасности во время работы, контроль за состоянием техсредства и своевременное прохождение технического осмотра машины и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать машинист?


Поскольку любая машина относится к устройствам повышенной опасности, машинист должен быть, в первую очередь, очень внимательным и ответственным. Кроме того, работа машиниста предполагает наличие у специалиста таких личностных качеств, как:

  • стрессоустойчивость;
  • аккуратность;
  • выносливость;
  • сосредоточенность;
  • любовь к технике;
  • смелость;
  • умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
  • развитая координация рук;
  • хорошая реакция.

Необходимо также понимать, что работа машиниста - это физически тяжелый труд, поэтому представители этой профессии должны быть сильными, причем не только физически, но и морально.

Преимущества профессии машиниста

Поскольку ни одна сфера жизнедеятельности человека сегодня не может обойтись без использования технических устройств, востребованность в специалистах, способных управлять машинами, всегда была и еще долго будет стабильно высокой. То есть, сразу же после окончания обучения молодой специалист гарантированно сможет трудоустроиться по специальности (правда, в некоторых случаях, сначала ему придется какое-то время работать на должности "помощник машиниста").

Еще одним преимуществом профессии машиниста можно смело назвать достаточно пристойный уровень заработка - согласно последним статистическим данным средняя зарплата машиниста в России составляет 40 тысяч рублей. Согласитесь, для рабочей профессии это немало.

Немаловажно также и то, что профессия машиниста, которая, кстати, пользуется заслуженным уважением, позволяет ощутить свою значимость и "полезность" для общества. Ведь именно благодаря этим специалистам, мы можем быстро добраться из одного места в другое на поезде или метро, строить многоэтажные здания, с легкостью перемещать многотонные предметы и т.д.

Недостатки профессии машиниста


Говоря о недостатках профессии машиниста , прежде всего, необходимо отметить тяжелые условия труда. Как правило, машинисты работают посменно. При этом смена длиться больше 8-ми часов, что тяжело не только физически, но и эмоционально. Может быть поэтому данную профессию принято считать исключительно "мужской" - сложно себе представить представительницу прекрасной половины человечества за пультом управления башенного крана или за рулем бульдозера.

Кроме того, большое психологическое напряжение в работе машиниста создает огромная ответственность, поскольку от его профессионализма порой зависит здоровье и жизнь многих людей. Из-за этого получить допуск к работе машинист может только после медицинского осмотра, в том числе и психологического состояния.

Где можно получить профессию машиниста?

Получить профессию машиниста , независимо от направления деятельности специалиста, можно в средне-специальном учебном заведении. Однако на этом процесс обучения, чаще всего, не прекращается. Во-первых, поскольку техника постоянно совершенствуется и обновляется, машинисту приходится периодически проходить переобучение или повышать квалификацию Во-вторых, некоторые специализации, например, профессия машиниста электропоезда, предполагают не только получение практических навыков в должности "помощник машиниста" (причем, в случае с машинистом электропоезда, специалист должен проработать помощником машиниста не менее 3-х лет, прежде чем ему позволят самостоятельно управлять составом), но и прохождение дополнительных курсов.

В нашей стране профессия машинист на сегодняшний день входит в число самых востребованных специальностей. Профессиональную деятельность машинистов обычно связывают с управлением самыми разнообразными видами железнодорожного транспорта. Кто такой машинист? Машинист – это самый основной человек в железнодорожном локомотиве. Еще в его команду включен помощник машиниста, в трудовые обязанности которого входят менее квалифицированные и менее ответственные функции, которые связаны с поверхностным осмотром и проверкой железнодорожного локомотива и с его управлением.

В те далекие годы, когда железнодорожный транспорт только появился и бурно развивался, в команду также были включены кочегары/дизелисты. Первые из них обеспечивали поддержку горения в котлах топлива. На плечи вторых были возложены обязанности, связанные с наблюдением за правильной работой дизельных систем локомотива.

История профессии машиниста начинается вместе с созданием первого поезда и прокладкой первой рельсовой железной дороги. Тогда встал весьма жесткий вопрос о необходимости профессионального управления довольно сложной новой техникой. Для того, чтобы обеспечить безопасную поездку, предусмотреть всевозможные экстренные ситуации, требовались отвечающие всем этим запросам знания, профессиональные навыки, достаточно высокая скорость реакции и, разумеется, огромная стрессоустойчивость. В связи со всем вышесказанным, прежде, чем усаживать кого-то за управление железнодорожным локомотивом в качестве машиниста, требовалась его профессиональная подготовка.

Самый первый специалист, чья профессия машинист в Российской Империи известен с 1834 года, спустя три десятилетия после того, когда эта профессия стала известна в мире.

Позднее подготовку в качестве машинистов проходило множество людей. Первоначально им приходилось водить поезд по Царкосельской железной дороге, который состоял всего из четырех небольших вагонов. В те далекие годы скорость поезда составляла в среднем 32,8 км/час, однако к 1860 году она достигла 42,7 км/час. В этот период главный маршрут, по которому перевозили пассажиров и всевозможные грузы был из Санкт-Петербурга в Москву.

Во времена существования Советского Союза профессия машинист была как никогда востребована. Промышленное производство росло и развивалось ошеломляющими темпами, шло повсеместное строительство, прокладывалось множество новых железных дорог. Приходилось создавать все больше и больше новых поездов для своевременной транспортировки многочисленных грузов на большие расстояния, на которых требовались профессиональные машинисты. Аналогичная тенденция продолжает сохраняться и в наши дни.

Так же, как и в любой другой профессии, у работы в качестве машиниста есть свои «плюсы» и отдельные «минусы». К «плюсам» следует отнести:

– романтичность профессии и возможность новых впечатлений. Любому человеку нравится бывать в неизвестных, незнакомых ему ранее местах. Профессия машинист предоставляет ему такую возможность;

– какая зарплата у машиниста ржд. Стабильная и достаточно высокая заработная плата. За четкую безаварийную работу и строгое выполнение регламента машинист может получать довольно внушительные по размерам премиальные вознаграждения, что для большинства из них оказывается весьма приятным подарком;

– невероятное удовольствие от ощущения собственной важности, ведь приходится управлять огромной и крайне сложной техникой.

«Минусы» профессии машиниста состоят в следующем:

– большие нагрузки на физическое и психическое здоровье. Машинист вынужден работать по 12-14 часов в течение одной смены;

– необходимость длительного нахождения в стесненном замкнутом пространстве локомотива;

– многим из машинистов, во время длительных поездок, приходится по несколько недель находиться вне своего дома;

– профессия машиниста имеет довольно узкую специализацию. Если он вдруг захочет сменить квалификацию, то ему непременно придется начинать все «с нуля».

Чем полезна профессия машиниста. Чтобы убедиться, что профессия машиниста до сих пор востребована, достаточно будет заглянуть в соответствующую статистику: так, например, согласно исследованиям, проведенным недавно «Российской газетой», профессия машинист захватывает лидирующие позиции в длинном перечне рабочих профессий. Данные интернета говорят, что на самых популярных порталах, занимающихся трудоустройством, около 33% запросов было от всевозможных работодателей, которым требовались высококвалифицированные машинисты.

Так же предлагаем ознакомиться с профессиями водителя , официанта и андеррайтера .

Теперь немного о заработной плате, которую позволяет получать эта профессия. Машинист, как мы уже говорили выше, получает довольно высокую и, самое главное, своевременную зарплату. В среднем по стране она начинается где-то с 50 тысяч рублей. Естественно в зависимости от сложности и важности маршрута и профессиональных навыков самого специалиста, заработная плата может запросто доходить и до 100 тысяч рублей. И это еще без всякого учета всевозможных премиальных и бонусов, которые порой могут оказаться значительно больше самой заработной платы. Согласитесь, это вполне достойная оплата труда за довольно тяжелую, ответственную и при этом крайне сложную работу, требующую от специалиста усидчивости, предельной внимательности и большой эмоциональной напряженности.

Чтобы в конечном итоге получить доступ и все необходимые разрешения для управления довольно сложной в техническом плане техникой, будущему машинисту требуется пройти специальное обучение. В различных образовательных учреждениях такое обучение проводится и длится по-разному. Однако, как правило, это происходит на базе общего образования. Вполне естественно, что наличие у обучающегося высшего или какого-то специального образования будет довольно большим преимуществом для него. Курс обучения – более полугода. В течение этого времени будущий машинист должен пять раз в неделю посещать занятия и заниматься учебой с 9 до 17 часов (не учитывая время на домашние задания).

Узнать о профессии больше можно на видео:

Онлайн сервисы