Тематическое направление «опыт и ошибки» в. Путь к истине или почему нельзя запрещать религии Путь истины лежит через ошибки

Проверенное итоговое сочиненние.

Введение (вступление):

На протяжении всей жизни человек проходит большой путь . Этот путь (повтор слова в соседнем предложении - ошибка) не всегда бывает "гладким" и "ровным". Кто-то совершает ошибки, а кто-то старается их избежать. Эта проблема интересовала многих мыслителей, одним из которых является Теодор Рузвельт : "Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает". Я согласна с мнением Рузвельта , потому что в настоящее время тема "Путь к опыту-ошибки" очень актуальна. Человеческий (пропущено слово) помогает нам обдумывать наши поступки и действия. Именно тогда нам будет сопутствовать успех. Для достижения своих целей мы проходим через многие преграды, преодолевая их, он (кто?) достигает желаемого результата. Каждое наше действие мы должны обдумывать и анализировать, только так мы можем оказаться на верном пути. Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибок или это невозможно?

Комментарий: проверяя сочинение, избаляйся от повторов, заменяй их синонимами или местоимениями. Есть еще пара ошибок, но, мне кажется, что виной всему невниматильность))

Объем введения более ста слов - это слишком много. Соблюдай пропорции!

Тема сочинения не рааскрыта. Ты поставила воппрос - а где ответ?

Пока что у тебя незачет по первому критерию "Соответствие теме".

Как исправить? Вдумайся в тему сочинения. Твоя задача РАСКРЫТЬ тему, объяснить ее смысл. Как ты понимаешь эту фразу? И если она верна, то почему так происходит? Запиши свои ответы и на их основе построй введение. Не забудь выделить тезис с помощью вводных слов))

Аргумент 1:

Чтобы понять это обратимся к произведению художественной литературы, в частности к произведению Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". В романе "Евгений Онегин" главный герой Онегин отверг влюблённую в него Татьяну. Он жалеет об этом, но уже слишком поздно. Жизнь с Онегиным сыграла в злую шутку. Татьяна вышла замуж за другого человека. Вот тогда он понимает, что вернуть Татьяну он уже не в силах. Онегин был слишком самоуверенным в себе (такое сочетание сло неприемлимо. Либо "самоуверенный" либо "уверенный в себе") , поэтому остался один. Из этого произведения можно взять многое-и для ума, и для души. В первую очередь мы понимаем то, что человек не должен быть высокомерным с теми, которые их любят и ими дорожат.

Комментарий: вывод сделала хороший, но теме он не соответствует. "В первую очередь мы понимаем то, что человек не должен быть высокомерным с теми, которые их любят и ими дорожат" - это не имеет отношения к тому, что человек не может прожить жизнь без ошибок. Но направление верное, просто ты съехала.

Еще одна ошибка - ты используешь и прошедшее и настоящее время, от этого рушится вся логика повествования. Что бы не путаться исправь все глаголы на прошедшее время)


Каким может быть путь к истине? По моему мнению, этот путь бывает разным: коротким, если страх и лень преодолевают желание стать сильнее и познать правду, и долгим, если это желание сильнее каких-либо преград, которые перед собой ставит сам человек. Но каким бы ни был путь к истине, он всегда лежит через познание самого себя.

Доказать свое мнение хочу, опираясь на роман-эпопею Л.Н. Толстого "Война и мир". Центральным героем произведения является Пьер Безухов, который все свое свободное время проводил с Долоховым и Анатолем Курагиным. Все вместе они вели разгульную жизнь. Но Пьера можно было понять, потому что он был совсем молод, ему не хватало опыта, чтобы правильно оценивать свой круг общения, он совершал несуразные поступки, вступил в брак с Элен Курагиной, который оказался ошибочным решением в его жизни. Он даже попал в руки масона Баздеева.

Но проходя эти испытания, Пьер познавал истину. Он начинает заниматься общественной деятельностью, определяет свой круг общения. И всего этого он добился, проходя через сложные испытания.

Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Проблема восприятия человеком окружающего мира. Умеем ли мы замечать прекрасное вокруг себя и насколько это важно?

7 января 2015

Errare humanum est! Латинский афоризм, изреченный великим оратором Марком Сенекой Старшим, известен во всем мире и означает, что ошибка - это путь к истине. Почему этот афоризм остается актуальным на века? Постараемся ответить на этот вопрос.

Погрешность - свойство закономерности

Человеку свойственно ошибаться. Все мы однажды это слышали. Известный во всем мире латинский афоризм - Errare humanum est - имеет аналог в русском языке: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". В личном опыте, в научных открытиях, в масштабах всего сообщества может быть заложена ошибка. Вопрос стоит в степени ответственности за нее.

И действительно, для того чтобы осуществлялось прогрессивное развитие, ошибка просто необходима. Какова ее природа? Это область непросвещенности, сфера эксперимента с границами познания. Если человек знает вариант решения проблем, для него не составит труда выбрать лучший путь развития событий. Не важен масштаб, это касается как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Природа ошибки

В своем развитии человек постоянно преодолевает собственные границы. Поэтому так сложно дается человеку познание. Не важно, практическое оно (как сделать что-либо) или процесс духовного роста. В процессе выбора человек совершает поступок. Он всегда выбирает. Но не всегда правильно. И цена ошибки бывает разной. Отсюда и еще одна поговорка: "Человек так себя наказывает, как никто другой не сможет этого сделать".

Природа ошибки скрыта в механизме познания: Errare humanum est! Ошибка - незнание лучшего варианта. Но именно благодаря ей открываются новые перспективы и возможности. Опыт познания всегда сопряжен с риском ошибочного выбора, но другого варианта не существует. Эксперимент - это и есть проверка истинности решения, любые гипотезы подтверждаются опытным путем.

История знает много фактов, когда повторяющаяся неудача в экспериментах вела к открытию мировой величины.

Исторические ошибки

Истории известны случаи, когда ошибка явилась причиной открытий мирового масштаба. Например, погрешность в траектории морского путешествия Колумба дала шанс открыть Америку.

Ошибочный принцип социалистического равенства, заложенный в основу советского государства, показал пример силы идеологического фундамента общества.

Не всегда ошибка ведет к истине. Чаще она раскрывает несовершенство в познании, ограниченность наших возможностей и является стимулом для поиска лучшего варианта. В этом смысле можно также говорить о созидательной силе ошибки.

Errare humanum est! Перевод этого латинского выражения буквально звучит так: "Ошибка свойственна природе человека". Действительно, весь путь развития человека разумного - это движение к своей природе, к познанию себя, процесс самосовершенствования. И исходный принцип несовершенства его природы и есть признание априори ошибки в выборе варианта развития событий.

Аналоги выражения

В русском словесном творчестве существует много аналогичных по смыслу, емких по содержанию высказываний:

  • "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
  • "На ошибках учатся".
  • "Ошибка - верное решение при других условиях".
  • "Свобода это ничего, если исключается право на ошибку" (М. Ганди).
  • "Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве" (Ибсен).
  • "Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим" (Черчилль).

Все высказывания имеют один смысл: признание ошибки является условием свободы человека, каждый имеет право поступить именно таким образом.

Как сказал Честерфилд: "Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины".

Источник:

Актуально

Разное
Разное

Есть такое мнение, что любая ваша ошибка путь к успеху , что невозможно построить бизнес, не совершив ни единой ошибки, что только через преодоление собственных ошибок.

Путь к успеху буквально выложен из наших ошибок и просчетов. Делая ошибки, мы можем найти в себе силы двигаться дальше. Правда, на это способен далеко не каждый человек. Но тот, кто сумел пройти большой путь, допуская ошибки и делая из них выводы, смог добиться настоящего успеха. Тот, кто, делая ошибки, склонен винить во всем других, вряд ли добьется больших успехов в жизни и бизнесе.

Надо только четко отличать способность брать на себя ответственность за ошибки и вечно обвинение себя в их совершении. Это разные вещи, которые ведут к различным, диаметрально противоположным результатам. Винить себя за неудачи как раз не стоит.

Ошибка путь к успеху

Любой вам скажет, что путь к успеху лежит через ошибки. Мало того, успешные люди живут, допуская ошибки намного чаще, чем неуспешные. Разница лишь в том, что успешные люди, делая ошибки, всегда извлекают из них опыт и не теряют желания идти дальше и пробовать снова. Разочарования и неудачи встречаются намного чаще, чем удачи, весь вопрос в том, как мы их воспринимаем, что мы от них берем – разрушительные или конструктивные особенности.

Осознав, что любая ошибка еще один шаг к успеху , вы, прежде всего, перестанете их бояться допустить. Это придает уверенности в действиях. Вы начинаете использовать их как ориентир, по которому можно корректировать свой курс деятельности. Допуская ошибки, вы понимаете, как не надо действовать и начинаете действовать по-другому, корректируя свое поведение на успешное.

Если вы будете опасаться накосячить, вы сами перекрываете себе пусть к успеху. Потому что вы начинаете прилагать меньше усилий к работе на пути реализации целей, а потом и вовсе прекратите их делать. Лучше ошибиться, но знать, что ты сделал что-то, чем грызть локти от того, что упустил какие-то возможности. Не встретив сложностей, не допустив ошибок, невозможно увидеть результат работы. Путь к успеху лежит только через ошибки.

К успеху через ошибки

Кажется, что все это прописные истины, которые и так всем понятны. Но почему тогда так мало успешных людей? Родители и учителя с детства наказывают и ругают нас за ошибки. Поэтому человек надолго формирует в себе установку, что ошибаться – это плохо. С советских времен воспитание строилось на взращивании исполнителей, которые должны совершать как можно меньше ошибок – это выгодно государству. Личность и ее творческий потенциал никого не интересовали.

Такого понятия, что добраться к успеху через ошибки не просто возможно, но и нужно, просто не существовало. Но только провалы готовят нас к успеху, иначе мы не умеем ловить нужные шансы.

Важно закрепить в себе привычку подниматься после каждого падения. Обстоятельства – это только инструмент, который позволяет вам стать лучше. Подчиниться им – показать свою слабость. Сложность – это указание, куда и как вам нужно повернуть, чтобы стать лучше.

Любое действие связанно с возникновением проблем. И не в наших силах сделать так, чтобы они не появлялись. В наших силах научиться ими управлять. Уровень трагизма и сложности ситуации мы придаем сами. Поэтому важно все сложности воспринимать должным образом, без лишних эмоций и патетики.

Каждое успешное решение строится на существенно большем количестве неуспешных решений и провалов, которые привели к единственно правильному пониманию. Успешным может быть лишь тот, кто научился извлекать опыт из своих ошибок. Если воспринимать свои падения не как провал, а как движение вперед, сконцентрировать свое внимание на положительных результатах, можно добиться немаловажных успехов.

К успеху можно прийти только тяжелым ежедневным трудом. И чем больше вы совершите на нем ошибок, тем более ценным будет ваш опыт. Поэтому не страшитесь и не бойтесь ошибаться. Помните, что любая ошибка путь к успеху и только совершая их вы сможете действительно чего-нибудь добиться в этой жизни.

Описание презентации ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ» В по слайдам

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом; о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта; о взаимосвязи опыта и ошибок; об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути; об ошибках непоправимых, трагических.

1. Почему нужно анализировать свои ошибки? 2. Согласны ли вы с тем, что ошибки — это ключевой компонент жизненного опыта? 3. Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту? 4. Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить — не поле перейти”? 5. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? 6. Может ли опытный человек ошибаться? 7. Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается. 8. Какие уроки дает человеку история его народа? 9. Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? 10. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 11. Какой опыт даёт человечеству война? 12. Какие события и впечатления жизни помогают человеку набираться опыта? 13. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? 14. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути? 15. Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок? 16. «. . . Опыт, сын ошибок трудных. . . » (А. С. Пушкин) 17. Путь к истине лежит через ошибки. 18. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт? 19. Какие ошибки невозможно исправить? 20. Что такое заблуждение? ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ЦИТАТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОПЫТ И ОШИБКИ» 1. «Опыт всему учитель» . (Юлий Цезарь) 2. «К беде неопытность ведет» . (А. С. Пушкин) 3. «Опыт - самый лучший наставник» . (Овидий) 4. «В жизни нет ничего лучше собственного опыта» . (В. Скотт) 5. «Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок» . (Конфуций) 6. «Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество» . (А. Бестужев) 7. «Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий» . (А. П. Чехов) 8. «Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг» . (Джоан Коллинз)

1. М. А. Булгаков «Мастери. Маргарита» , «Собачьесердце» 2. И. С. Тургенев «Отцыидети» 3. Д. И. Фонвизин. «Недоросль» . 4. А. С. Грибоедов. «Гореотума» . 5. А. С. Пушкин. «Евгений. Онегин» . 6. М. Ю. Лермонтов. «Геройнашеговремени» . 7. А. Н. Островский. «Гроза» , «Бесприданница» . 8. И. А. Гончаров. «Обломов» . 9. Ф. М. Достоевский. «Преступлениеинаказание» . 10. Л. Н. Толстой. «Войнаимир» . 11. А. П. Чехов. «Человеквфутляре» , «Крыжовник» , «Олюбви» , «Ионыч» , «Вишнёвыйсад» . 12. И. А. Бунин. «Господиниз. Сан-Франциско» , «Тёмныеаллеи» . 13. А. М. Горький. «Влюдях» , «Надне» . 14. Б. Л. Пастернак. «Доктор. Живаго» . 15. М. А. Шолохов. «Тихий. Дон» . 16. В. Астафьев. «Царь-рыба» 17. К. Паустовский. «Телеграмма» 18. А. Приставкин. «Ночевалатучказолотая» (овойне) 19. Л. Улицкая. «Казус. Кукоцкого» 20. В. Распутин. «Прощаниес. Матёрой» ВЫБОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 1. По-разному живут люди на земле. Одни идут своей дорогой, словно по инерции, не задумываясь о конечной цели. Прожит день – и ладно. Другие заранее намечают свой путь и никогда не отступают от него. Третьи часто плутают в поисках верной дороги, порой сбиваясь с пути. Кто же скорее наберётся опыта, а кто совершит ошибки? Скорее всего без ошибок не обойтись никому: каждый шаг - это крупица нашего опыта, даже если выбрана неверная дорога. Путь к истине - это путь познания самого себя. Только вот не каждый признаёт и осознаёт свои ошибки, пытаясь их исправить и набраться опыта положительного. На страницах художественных произведений немало подобных примеров… 2. Как пройти свой жизненный путь, не допустив ни одной ошибки? Можно ли при этом приобрести положительный опыт? Конечно, нет. Ребёнок, делая свои первые неуверенные шаги, падает, но поднимается и снова пытается идти. Он подсознательно приобретает крохотный пока опыт: нельзя останавливаться! Взрослея, человек достигает желаемого результата тоже отнюдь не сразу, а методом проб и ошибок. Только преодолевая препятствия, падая и вставая, можно прийти к истине и цели. Но нужно научиться делать выводы из своих ошибок и не допускать ошибок непоправимых. Размышляя над судьбами литературных героев, мы понимаем, что без ошибок прожить невозможно, но вот попытка исправить их – это вечная работа над собой. Это поиск истины и стремление к духовной гармонии.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 3. Важен ли читательский опыт для познания жизни, для приобретения опыта собственного? Ответ очевиден. Именно книги, научные или художественные, дают нам знания, то есть опыт. Писатели девятнадцатого и двадцатого веков оставили нам богатое культурное наследие. Человек, читательский опыт которого богат, имеет возможность сделать правильный опыт из ошибок литературных персонажей, сможет научиться важным вещам, которыепомогутемувбудущемнесовершатьненужныхпоступков. Потому-то онкаждыйразвтрудныймоментиобращаетсяккниге, учится, чтобыпознать мир, чтобы ошибок в его представлении о мире, обществе, самом себе было какможноменьше. Какие же произведения, действительно, станут нашими добрыми помощниками? . . 4. Какова цена ошибки? Последствия ошибок даже одного человека порой трудно предугадать. А если эти ошибки совершает человек, наделённый властью, от решений которого зависти судьба уже целой страны. Не случайно, давая оценку деятельности правителей или руководителей, мы обращаем внимание на такие его качества, как дальновидность, мудрость, наличие практического ума… Если перед нами человек равнодушный, малообразованный, да ещё честолюбивый и тщеславный, то ошибки его могут обернуться бедой, а то и катастрофой. И примеров тому не мало и в жизни, и в литературе…

5. Какой опыт даёт человечеству война? Прежде всего необходимость не допустить непоправимых ошибок в дальнейшем. Ошибки на войне. Ошибки в выборе стратегии и тактики сражения. Это уже трагедия. От непродуманных действий командиров, от их карьеристских побуждений, эгоизма или трусости зависит жизнь подчинённых ему солдат. И опыт здесь только негативный, повторять который ни в коем случае нельзя. Но есть и другой, человеческий, мудрый опыт: в воспитании мужества, стойкости и доблести, подобной тем, что проявляли герои войны: простые солдаты и достойные офицеры. Те, что заслонили собой путь врагу, не позволили ему осквернить нашу родную землю. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 6. «И опыт, сын ошибок трудных…» — восклицал Пушкин. А возможен ли опыт без ошибок? Всегда ли они взаимосвязаны? И всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта? Накопить опыт, не делая ошибок, наверное невозможно, а вот правильные выводы из неудач просто необходимо делать. Но почему же человек так боится сделать неверный шаг, допустить ошибку. Боится оказаться смешным, избегает осуждения, наказания? Нужно ли бояться ошибок в своих жизненных опытах? Смотря о каких опытах и ошибках вести речь. Ошибка хирурга может обернуться смертью пациента, а ошибка лётчика – гибелью сотен людей. Но если вести речь о повседневной жизни и работе, не сопряжённой с подобным риском, то ошибок не следует бояться. Достаточно вспомнить мудрые слова великого Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость»

7. Важен ли нам опыт предшествующих поколений? Какие уроки дает человеку история его народа? Каждому отдельному человеку свойственно ошибаться, но можно ли говорить об исторических ошибках народа? Скорее всего, нет, поскольку то, что совершалось и одобрялось в начале XX века, например, революция, в конце подверглось развенчанию. Но если речь идёт о захватнических войнах, то здесь важно извлечь необходимые уроки и не повторять чудовищного опыта полководцев-завоевателей. Вспомним Наполеона или Гитлера и их завоевательные карательные походы. Чем не опыт над людьми! Кого нужно винить в подобных злодеяниях? Народ? Руководителей? Трудный вопрос. Хоть и говорят, что народ заслуживает того правителя, которого выбирает, но в целом он не может нести ответственности за действия лидеров. И в то же время каждый человек в стране несёт долю ответственности за все, что в ней совершается: можно слепо подчиняться и позволять себя вовлекать в негативный чудовищный опыт, а можно и противостоять этому. Немало примеров вышесказанному можно почерпнуть в русской литературе… ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

8. Являетсялитысячелетняяистория. Россиидлянасчем-точуждымили все-такиважнымиценнымисторическимопытом? Размышляянадэтимвопросом, необходимопонимать, чтоопытпредыдущих поколений, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указываетнамдальнейшийпуть, помогаетизбежатьмногихошибок. Развеможнопренебречьнеоценимымопытомдеятелейискусстваилинаукии отвергнуть их творения и завоевания? Сколько бесценных произведений живописи, архитектуры, музыки, литературы, философии могут обогатить современногочеловекабогатейшимопытомпознанияжизниисамогосебя! Конечно, нельзя забывать и об исторических ошибках: о кровопролитных революциях и войнах, об актах вандализма по отношению к историческим памятникам культуры, о репрессиях 30 -х годов, которые позволяют осознать каждому человеку, насколько губительными они были, насколько различные событиявисториивлияютнажизньчеловека. Горькийопытсуровыхвоенныхлет учит нас не забыватьотом, сколько горяистраданий может принестивойна. Мы должныпомнитьобэтом, чтобытрагедиянеповторяласьвновьивновь. Исторический опыт – это часть культуры народа. И если не изучать своей истории, не перенимать опыт предшественников, то невозможно будет понять, в чемжележатосновымирозданияисамопознаниячеловека. Обратимся к литературным примерам… (183 слова без аргументов)ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ «Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? »

8. Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, из сказанных слов, из наблюдений над жизнью окружающих людей и над жизнью литературных героев, от принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и, растерявшись или не имея опыта, может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью. Как же избежать непоправимых ошибок? Необходимо тщательно продумывать каждый свой шаг, своё слово, действие, не бояться обращаться за так необходимым опытом к старшим, к учителям-наставникам, к книгам, наконец. Обратимся и мы к литературным примерам. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

Ошибки и опыт. Эти два понятия неразрывно связаны между собой, ведьопытстроитсянаошибках, дажесамыхнезначительных. Литературных примеров достаточно для подтверждения этой мысли. Например, Пьер Безухов изромана. Льва. Толстого «Война и мир» впоисках смыслажизнисовершилнемалоошибок, поканепостигистины. Врезультате геройприходитквыводу, чтоничегонельзяизменитьвэтойжизниисначала попадает под дурное влияние Курагина и Долохова: балы, кутежи, кураж. Следствием необдуманного шага становится ещё одна ошибка Пьера – женитьба на Элен. Безухов купается во «всеобщей любви» (так он наивно полагал, когда стал самым богатым и завидным женихом), Но счастье было непродолжительным. Умный Пьер быстро осознал цену своих ошибок. Свое счастьеоннаконецнаходит, женившисьна. Наташе. Ростовой. После долгих мучений, ошибок, скитаний Пьер Безухов приходит к пониманию, что истинное счастье – в служении обществу, чем он и занимается в эпилоге романа. (Неслучайно, по замыслу Л. Толстого, именно Пьер Безухов должен был стать героем-декабристом в задуманной повести, ставшейвпоследствиироманом-эпопеей). АРГУМЕНТ-

Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева, прогрессивно мыслящий молодой человек, который не боится рисковать, занимается опытами, нигилист, не признающий никаких авторитетов, сторонник самого «полного и беспощадного отрицания» . Что ж отрицает Ба заров? Всё, что может помешать практической деятельности естествоиспытателя. Несомненно, Базаров - человек острого и сильного ума, полагающий, что именно им выбранный путь наиболее правильный. Однако и он не избежал ошибок: любовь, которую герой романа считал «чушью» , настигла его совершенно неожиданно, да так, что Евгений совершенно растерялся, не сумев совладать со своими чувствами. Что это? Ошибка действий героя? Конечно, нет. Ошибка кроется в его мировоззрении нигилиста. Однако Евгений смог оказаться выше и человечнее Одинцовой, которая больше всего на свете дорожила своим «спокойствием» ! В конце концов Базаров смог совладать с собой, окунувшись в свою работу, но так и не сумев, очевидно, до конца справится со своими раздумьями, он совершает ещё одну, уже непоправимую ошибку: оперирует больного тифом, забыв о предосторожностях, и… погибает. Только перед смертью Евгений осознаёт напрасность своих замыслов: «Я нужен России. . . Нет, видно, не нужен… » . Ну а если бы случилось чудо и герой выжил, отказался бы он от своих опытов? Мне думается, что вряд ли: слишком сильны были его убеждения в собственной правоте. И это тоже ошибка, поскольку необходимо критически переоценивать свои домыслы и деяния. АРГУМЕНТ-

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» . Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М. Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодымлюдямсвоейэпохи, которыеразочаровалисьвжизни. Печоринсамговоритосебе: «Вомнеживутдвачеловека: одинживетв полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Лермонтовскийперсонаж–энергичный, умныйчеловек, нооннеможет найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В. Г. Белинский называл его «страдающим эгоистом», потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживаетиничегонеприноситемуудовлетворения. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы ихисправить, свойсобственныйопытегоничемунеучит. Несмотряна то, чтоу. Печоринаестьабсолютноепониманиетого, чтоонразрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов» , по его вине гибнет Бела и т. д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чемделаетсебянесчастным. АРГУМЕНТ-

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» – это повествование об одинокой старости, о равнодушии к престарелым родителям, о личных опытах и ошибках. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Старая женщина же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать» , — решает она. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина вскоре напишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день…» . Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива» . Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. А когда вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон» , Настя едет к матери. Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила» . Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно» . Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди и о том, что есть ошибки, исправить которые уже невозможно АРГУМЕНТ-

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» . Повесть. Распутина-этонепростопроизведениеопотереродногодома, нои отом, какошибочныерешениявлекутзасобойкатастрофы, которыеобязательно скажутсянажизниобществавцелом. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуютотдать. Матёру, тоестьпредатьсвоепрошлое. Истраданиястариков–это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказыватьсяотсвоихкорней. Финал повести трагичен: в тумане символично заблудились чиновники, переселяющие последних жителей острова, а среди них и сын Дарьи, главной героини. А «старинные старухи» Матеры в это время, в последний раз объединившисьдругсдругом, покидаютэтомир, удаляясьнанебеса. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагическийопытпредшествующихпоколенийвназиданиенам, людям. XXIвека. АРГУМЕНТ-5 — ОШИБКИ И ОПЫТ НАРОДА (ИСТОРИИ)

Книга А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» о таких уроках истории. Это история двух братьев-близнецов. Детдомовцы военной поры, Сашка и Колька Кузмины, Кузьменыши, обездоленные, голодные, которые мечтают они уже не о том, чтобы увидеть, понюхать хлеб, чтобы только появилась вера. Неожиданная отправка детдомовцев на Кавказ. Никто не знал, почему их везут именно в эти земли. Но ощущение тревоги охватывало взрослых и детей неспроста. В пути они встречают состав, в котором везли выселенных из родных мест чеченцев. Именно их опустевшие земли и должны были заполнить детдомовцы. [ Состав трогается «…раздаются голоса. Завопили, закричали, заплакали» . Потом жизнь в детском доме на обезлюдевшей земле и страх перед «невидимыми» местными жителями, затаившимися в горах. Можно понять чувства чеченцев, мстивших за разрушенные могилы предков: [ «Мой зымля! Мой дом! Мой сад!» ] Месть темна, она не знает границ и часто обрушивается на невинных. Есть в повести А. Приставкина страшная сцена, когда наутро выспавшийся в своей ямке Колька натыкается на распятого брата Саньку и долго сидит около него, окаменев, скуля и воя. Страшная смерть безвинного ребёнка. И, наконец, чистая дружба с чеченским же мальчиком Алхузуром, который, видя страдания Кольки, готов стать его братом: «Я, я теперь Саск» . Чья вина, что дети и русские и чеченские оказались обездоленными? Чья вина, что целые народы вынуждены были покидать родные земли и разжигать впоследствии национальную рознь? Ответ очевиден. Отнюдь не дальновидных политиков. Именно за их ошибки и расплачивались безвинные. Такие книги нужны, чтобы знать прошлое, извлечь уроки из горького опыта. Это книга об ответственности за будущее одного поколения перед другим. (261 СЛОВО)АРГУМЕНТ-7. ОШИБКИ И ОПЫТ НАРОДА (ИСТОРИИ

История развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Если говорить об опыте как об эксперименте для создания чего-нибудь нового, то практический опыт профессора Преображенского, главного героя повести М. Булгакова «Собачье сердце» , по пересадке гипофиза и о его влиянии на омоложение организма у людей с научной точки зрения весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию: превращает безродного пса Шарика в гражданина Шарикова. Но в бытовом, житейском плане научный опыт привел к самым плачевным последствиям. Попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки встречают с его стороны стойкое сопротивление. И с каждым днем Шариков становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. В итоге Преображенский понимает причину своих заблуждений и проводит обратную опреацию: Шариков снова становится милым и добрым песиком Шариком. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее» , нежели П. П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел. . . ”. Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. После прочтения произведения возникают мысли о том, как часто проводятся необдуманные эксперименты, которые порой могут стать необратимой катастрофой и для человека, и самого общества в целом, особенно если происходят они насильственным путём. Без экспериментов наука не продвинется вперед, но они должны быть взвешенными, ошибка может стоить дорого. АРГУМЕНТ-6 -НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Сюжет романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» довольно прост: в нем повествуется о неудачливой жизни хирурга-гинеколога, обладавшего незаурядным талантом диагноста — особым даром, «внутривидением» поражённых внутренних органов пациентов, хирурга, выступавшего против запрета прерывания беременности. В 1942 году в небольшом сибирском городке он спас от смерти свою будущую жену Елену Георгиевну и ее ребенка, удочерив ее как свою. Первые проблемы в жизни Кукоцких появились в период, предшествовавший началу кампании против генетики. Павел Алексеевич нашёл оригинальный способ уклоняться от нежелательных мероприятий: в нужный момент он честно напивался, создав себе репутацию пьяницы. А после одной неосторожно брошенной фразы героемвадресженыэтотвыдающийсяврачвтечениедесятилетспивается, несумев исправить свою случайную ошибку, по сути-оговорку, а жена его за те же десять лет, такегои непростив, сходитсума… Но главным действующим лицом романа оказывается приемная дочь Кукоцкого-Таня, студентка вечернего отделение биофака, устроилась в лабораторию по изучению развития мозга, где на удивление быстро освоила методы приготовления гистологических препаратов. А спустя несколько лет произошло событие, навсегда отвратившее Таню от науки: она поймала себя на готовности сделать препарат из живого человеческого плода. Не дождавшись нужных слов от отца, Таня ушла с работы. Вскоре Таня погибает в одесской больнице из-за не оказанной вовремя медицинской помощи во время родов. Полусумасшедшая Елена такникогдаинеузналаосмертидочери. Старый, но так и не решенный вопрос: возможность убивать живое во чреве - положительный опыт во благо или неисправимые ошибки, порождающие зло? Он правилинет-Павел. Алексеевич, -положившийнажертвенныйалтарьпрофессии своеличноесчастье? АРГУМЕНТ 8 — РАЗВИТИЕ НАУКИ ЧЕРЕЗ ОШИБКИ И НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА

Одна из глобальных ошибок человечества – это «опыты» с природой, безжалостное внедрение в природные законы. Гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, вымирание многих видов животных и полное исчезновение уникальных целебных растений – все это следствие безумных опытов над природой. Природа незамедлительно «мстит» человеку, и сделать выводы из совершённых ошибок нашими предшественниками мы просто обязаны. В. Астафьев в произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме. Главный герой одноимённой новеллы Игнатьич - рыбак. Он покорил реку. Здесь он царь природы. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Браконьерничает, руководствуясь жадностью и честолюбием. Тогда появляется царь-рыба, посланная для борьбы с царем природы. По поверью, пойманную царь-рыбу – осётра необходимо отпустить и никому не рассказывать о ней. Игнатьич при встрече с громадным осётром эту заповедь не исполняет: жадность берет верх над его совестью и губит его. Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу, они ждут своей смерти. И Игнатьич умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» . « Прос-сти-итееее …» . Природа не так беспощадна, как человек, она дает шанс ему исправиться. И царь-рыба, невероятным усилием освобождаясь от крюков, уплывает в родную стихию. Вот это и есть наглядный опыт, его ошибки и уроки, извлечённые из них. Грубо вмешиваясь в жизнь природы, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, к себе самому. Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно — историческому опыту предшествующих поколений. (243 слова)ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ « ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАРОДА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, не ошибаться невозможно. Главное, набираясь опыта, не бояться признавать свои ошибки и пытаться их исправить. И, конечно же, необходимо заранее взвешивать и обдумывать свои решения и поступки, чтобы избежать ошибок непоправимых. Человек, совершивший ошибки и сделавший из этих ошибок правильные выводы, сегодня на порядок мудрей, чем вчера. Не совершение ошибки – грех, а отсутствие раскаяния в ней, нежелание извлечь опыт, пусть и горький. Прав был мудрый Аристотель: «Не способный к раскаянию неисцелим» .

Расчеты