Эколого-экономическое обоснование проекта. Разработка и осуществление проектов землеустройства Экология землеустройства

Земля является важнейшей составляющей ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства. Структура сельскохозяйственных предприятий и объединений, формы землепользования, организация труда непосредственно связаны с организацией использования земли, с территориальным размещением производства.

В проектах внутрихозяйственного землеустройства обосновываются рациональные размеры сельскохозяйственных предприятий, животноводческих ферм, правильное территориальное их размещение, удобное расположение массивов земель, проектируются севообороты, предусматриваются благоприятные условия для использования техники, решаются вопросы создания нормальных условий для жизни, культурно-бытового обслуживания и работы населения.

Землеустройство также играет заметную роль в создании предпосылок для улучшения производственных и социальных условий в создаваемых крестьянских хозяйствах, садоводческих товариществах, огородничествах.

Комплексный характер землеустройства затрагивает технические, экономические, социальные и экологические аспекты деятельности. Все землеустроительные проектные решения должны быть обоснованы.

Технико-экономическое обоснование внутрихозяйственного землеустройства служит главным образом для оценки предлагаемых в проекте пространственных решений по организации территории. При этом используются научно обоснованные нормативы (допустимый уклон в направлении движения агрегатов, предельная ширина межполосных участков, рекомендуемые размеры земельных массивов производственных подразделений, оптимальные площади севооборотов, полей, рабочих участков, допустимые расстояния перегона скота и др.).

Технические показатели проекта позволяют судить о том, как выдерживаются нормы землеустроительного проектирования, насколько улучшаются пространственные условия землепользования по сравнению с существующими, каковы недостатки и преимущества возможных вариантов развития хозяйства. В состав этих показателей включают данные об общей площади землепользования, площадях сельскохозяйственных земель, в том числе пахотных, осушенных и орошаемых земель, среднем размере контура по видам земель, количестве производственных подразделений и севооборотов, средних размерах их полей, качественной оценке земель, урожайности сельскохозяйственных культур, структуре посевных площадей, валовой и товарной продукции, поголовье скота и количестве ферм, продуктивности скота и плотности его поголовья, производству продукции животноводства на 100 га сельскохозяйственных земель, внесении удобрений и др.

Вместе с тем они являются информационной базой для расчетов социально-экономического и агроэкономического характера, а также для осуществления мероприятий по рациональному использованию земли и нормированию полевых механизированных работ в зависимости от длины гона, уклонов, механического состава почв и других условий.

Агроэкономическое обоснование показывает соответствие предлагаемой организации территории требованиям развития производства. Этот раздел затрагивает в основном организационно-хозяйственную сторону проекта и в конечном счете сводится к системе различного рода балансов: рабочей силы, кормов, удобрений, зеленого конвейера, производства и распределения сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в нем содержится обоснование размещения производства и его отраслей, организационно-производственной структуры хозяйства и севооборотов.

При обосновании проекта выявляется наилучший вариант организации территории, определяется эффективность намечаемых в проекте решений по сравнению с существующими и рассчитываются соответствующие стоимостные показатели. Они характеризуют рост объемов производства, прибыли и других экономических параметров хозяйства после осуществления предлагаемых в проекте мероприятий в сопоставлении с затратами на них .

Социально-экономическое обоснование содержит оценку проектных решений с точки зрения развития земельных отношений, удовлетворения материальных потребностей работников, улучшения условий труда, жизни, культурно-бытового обслуживания населения.

Экономическая эффективность землеустройства определяется как соотношение между полученными результатами (эффектом) и затратами на осуществление землеустроительного мероприятия (вида работ, деятельности в целом) . Проявляется она в эффективности материального производства. В результате землеустройства достигается экономический эффект: увеличение объемов продукции, сокращение ежегодных затрат и потерь, прирост чистого дохода, экономия капитальных вложений.

Социальная эффективность землеустройства вытекает из роли земли как объекта социально-экономических связей. Ее результатом является укрепление земельных отношений и охрана прав землепользователей. Создаются предпосылки для повышения благосостояния и улучшения условий жизни.

Экологическая эффективность землеустройства – степень уменьшения (предотвращения) негативного влияния природных и антропогенных факторов на окружающую среду, а также улучшения среды обитания человека в результате осуществления данного землеустроительного мероприятия (вида работ, деятельности в целом) .

Экологическая эффективностьземлеустройства связана с необходимостью охраны природы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. Проявляется она через влияние землеустроительных мероприятий на окружающую природную среду и характер использования земли.

Определять эффективность проектов землеустройства необходимо с двух позиций. С одной стороны, для сравнения альтернативных вариантов проектных решений с целью выбора лучшего, а с другой стороны, – для общей оценки эффективности всех проектных предложений и качества проекта в целом.

Общий эффект землеустройства значительнее и масштабнее, чем принято считать. В его результатах отражается суммарное влияние многих факторов. Эффективность землеустройстваследует рассматривать с двух сторон: с точки зрения народного хозяйства в целом и с позиций конкретного предприятия, т. е. различают народнохозяйственный и хозяйственный (коммерческий) эффект землеустройства .

В первом случае землеустройство используется для государственного регулирования и целенаправленного распределения земельного фонда страны по категориям и землепользователям, управления экономикой и организации рационального природопользования в масштабах всей страны, что выражается в получении общего народнохозяйственного эффекта при проведении землеустроительных мероприятий.

Народнохозяйственный эффект землеустройства связан с осуществлением государственных республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земель областей и районов, проектов межхозяйственного землеустройства.

Хозяйственная (коммерческая) эффективность землеустройства определяется при разработке проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов. Она отражает влияние намеченной организации территории на экономические и социальные условия конкретного хозяйства.

Осуществление проекта влечет за собой рост производства, увеличение его прибыльности и рентабельности, т.е. определенный хозяйственный (коммерческий) эффект. Сельскохозяйственные предприятия с осуществленными проектами внутрихозяйственного землеустройства получают гораздо больше продукции в расчете на одного среднегодового работника, возрастают доходы работников и прибыль предприятия. Это достигается изменением специализации хозяйств, ликвидацией обезлички в использовании земли, введением научно обоснованных севооборотов и рациональной структуры посевных площадей, обоснованной территориальной организацией сельскохозяйственного производства .

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2008 г. № 187, 2/1522. – Минск: Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров землеустроительной и картографо-геодезической службы, 2008. – 83 с.

2. Кодекс Республики Беларусь о земле. Кодекс Республики Беларусь о недрах. Водный кодекс Республики Беларусь. Лесной кодекс Республики Беларусь. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. – 393 с.

3. Земельные отношения в Республике Беларусь: Сб. нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, геодезии и картографии / сост. А. А. Гаев [и др.].– Минск.: Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров землеустроительной и картографо-геодезиче-ской службы, 2007. – 670 с.

4. Земельные отношения в Республике Беларусь: сб. нормативных актов в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, геодезии и картографии / сост. А.А. Гаев [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2003. – 583 с.

5. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года № 126-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875.

6. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З / Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. – № 19.

7. Базылев, Н.И. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / М.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева [и др.]; под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко – Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 637 с.

8. Варламов, А.А. Земельный кадастр. Управление земельными ресурсами / А.А. Варламов. – Т. 2. – М.: Колос, 2005. – 528 с.

9. Варламов, А.А. Организация территории сельскохозяйственных землевладений и землепользований на эколого-ландшафтной основе: учебное пособие / А.В. Варламов. – М.: ГУЗ, 1992. – 144 с.

10. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. – М.: Мысль, 1967. – 356 с.

11. Волков, С.Н. Землеустройство. Т.1: Теоретические основы землеустройства / С.Н. Волков. – М.: Колос, 2001. – 496 с.

12. Волков, С.Н. Землеустройство. Т.2:Землеустроительное проектирование. Вну-трихозяйственное землеустройство / С.Н. Волков. – М.: Колос, 2001. – 648 с.

13. Волков, С.Н. Землеустройство. Т. 3: Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство / С.Н. Волков. – М.: Колос, 2002.– 384 с.

14. Волков, С.Н. Землеустройство. Т. 5: Экономика землеустройства. / С.Н. Волков. – М.: Колос, 2001. – 456 с.

15. Волков, С.Н. Землеустройство. Т. 7. Землеустройство за рубежом. / С.Н. Волков. – М.: Колос, 2005. – 408 с.

16. Волков, С.Н. Землеустройство в условиях земельной реформы. (Экономика, экология, право) / С.Н. Волков – М.: Былина, 1998. – 518 с.

17. Волков, С.Н. Основы землевладения и землепользования / С.Н. Волков, В.Н. Хлыстун, В.Х. Улюкаев. – М.: Колос, 1992. – 144 с.

18. Гендельман, М.А.Землеустроительное проектирование: учебник / под ред. проф. М.А. Гендельмана. – М.: Агропромиздат, 1986. – 512 с.

19. Гендельман, М.А. Научные и методические основы землеустройства: учебник / под. ред. проф. М.А. Гендельмана. – М.: Колос, 1978. – 272 с.

20. Почвы Беларуси: учеб. пособие для студентов агрономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / А.И. Горбылева [и др].; под ред. А.И. Горбылевой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 184 с.

21. Почвоведение с основами геологии: учеб. пособие для студентов агрономических специальностей сельскохозяйственных высших учебных заведений / А.И. Горбылева [и др].; под ред. А.И. Горбылевой. – Минск: ООО «Новое знание», 2002. – 470 с.

22. Докучаев, В.В. Избранные сочинения в 3 т. Т.1 / В.В. Докучаев. – М.,1949. – 341 с.

23. Земля Беларуси 2001: справочное пособие / авт. И.М. Багдевич, И.М. Бамбалов, С.Г. Бельский [и др.], под. ред. Г.И. Кузнецова, Г.В. Дудко. – Минск, Комзем РБ, 2002. – 120 с.

24. Козловская, И.П. Почвоведение с основами геоботаники: учеб. пособие / И.П. Козловская. – Минск: Ураджай, 2000. – 260 с.

25. Колмыков, А.В. Научные основы землеустройства: метод. указания по изучению дисциплины / А.В.Колмыков, Е.В. Горбачева. – Горки: БГСХА, 2007. – 50 с.

26. Колмыков, В.Ф. Землеустройство: учеб.-метод. пособие / В.Ф. Колмыков, С.М. Комлева; под ред. В.Ф. Колмыкова. – Горки: БГСХА, 2009. – 112 с.

27. Колмыков, В.Ф. Прогнозирование использования земельных ресурсов: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Землеустройство» / В.Ф. Колмыков, А.В. Колмыков. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 232 с.

28. Колмыков, В.Ф. Эффективное использование земель и организация территории в АПК: монография / В.Ф. Колмыков. – Горки, 2003. – 184 с.

29. Кузнецов, Г.И. Почвы сельскохозяйственных земель Республики Беларусь: практическое пособие / под ред. Г.И. Кузнецова, Н.И.Смеяна. – Минск: Оргстрой, 2001. – 402 с.

30. Лопырев, М.И. Защита земель от эрозии и охрана природы: учеб. пособие для вузов / М.И. Лопырев, Е.И. Рябов. – М.: Агропромиздат, 1989. – 240 с.

31. Мониторинг земель // Министерство природных ресурсов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http:// ecoinfoby. net/. book. php – Дата доступа: 6.05.2010.

32. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений 2010 / под общ. ред. С.И. Кузьмина, В.В. Савченко. – Минск: «БелНИЦ «Экология», 2011. – 308 с.

33. Помелов, А.С. Словарь-справочник землеустроителя / под ред. А.С. Помелова. – Минск: Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров землеустроительной и картографо-геодезической службы, 2004. –271 с.

34. Рекомендации по развитию землеустройства в Республике Беларусь/ Государственный комитет по имуществу республики Беларусь / Научно-исследовательское республиканское предприятие по землеустройству, геодезии и картографии «БелНИЦзем». – Минск, 2009. – 53 с.

35. Свитин, В.А. Функции и методы управления земельными ресурсами (концептуальные основы совершенствования государственной земельной службы на принципах устойчивого развития в Республике Беларусь): монография / В.А. Свитин. – Горки, 2005. – 320 с.

36. Станкевич, Н.Г. Земельное право Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.Г. Станкевич – Минск: Амалфея, 2000. – 479 с.

37. Стельмашонок, И.М. Из истории землеустроительного образования в Горках: учеб. пособие/ И.М. Стельмашонок. – Минск: БелНИЦзем, 1999. – 120 с.

38. Сулин, М.А. Землеустройство / М.А. Сулин. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005. – 448 с.

39. Троицкий, В.П. Научные основы землеустройства: учебник / В.П. Троицкий [и др.]. – М.: Колос, 1995. – 176 с.

40. Удачин, С.А. Научные основы землеустройства / С.А. Удачин. – М.: Колос, 1965. – 272 с.

41. Хлыстун В.Н. Земельные отношения и землеустройство / В.Н. Хлыстун, Ф.И. Пальчиков. – М.: Колос, 1994. –286 с.

42. Чешев, А.С. Основы землепользования и землеустройства: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / А.С. Чешев, В.Ф.Вальков. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. – 544 с.

43. Чупахин, В.М. Ландшафты и землеустройство / В.М. Чупахин, М.В. Андришин. – М.: Агропромиздат, 1989. – 255 с.

44. 20 лет после Чернобыльской катастрофы: последствия в Республике Беларусь и их преодоление: национальный доклад / под ред.В.Е. Шевчука, В.Л. Гурачевского. – Минск: Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, 2006. – 112 с.

Экологические требования необходимо учитывать на всех этапах землеустройства: при размещении земельных массивов землевладений и землепользований; проектировании и строительстве различных объектов; эксплуатации земельных угодий и объектов.

При размещении землевладений и землепользований, в том числе сельскохозяйственных, необходимо соблюдать установленные действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъекта хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка на основании статьи 28 Земельного кодекса РСФСР. Заинтересованная сторона должна обратиться в местную администрацию с ходатайством о предварительном согласовании места размещения объекта. При этом следует обосновать примерные размеры земельных участков и указать сроки пользования землей. Для выбора земельного участка на местности приглашают представителей местных органов власти, собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, а также представителей государственных служб, имеющих право контроля, предприятий и организаций, заинтересованных в отводе земель. Обязательно должны быть учтены экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр, а также наличие в данном регионе земельных участков с особым правовым режимом использования.

После обследования оформляют акт выбора земельного участка для размещения объекта, а при необходимости и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагают картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации и проведенных с учетом комплексного развития территории. При размещении новых и расширении действующих предприятий, имеющих областное, краевое, межрегиональное или республиканское значение, требуется согласие вышестоящих административно-территориальных органов.

Для предоставления участка необходимо заключение органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы об оценке воздействия объекта, который будет размещен на участке, на окружающую среду. На основании этой оценки заказчик еще на ранних этапах планирования своей деятельности может рассмотреть и учесть весь комплекс экологических требований до того, как будет принято окончательное решение. В тех случаях, когда экологические требования при размещении объектов не выполняются, органы землеустроительной службы, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды имеют право налагать запрет на размещение объектов.

На стадии проектирования проектные и изыскательские организации должны обеспечить рациональное использование земель и других природных ресурсов, а также охрану окружающей природной среды. В проектных разработках в соответствии с заданием на проектирование выделяются пусковые комплексы, которые включают не только объекты основного производства, вспомогательного и обслуживающего назначения любого землевладения и землепользования, но также и очистные сооружения и объекты, связанные с охраной окружающей природной среды. В соответствии с природоохранными стандартами и методиками нормирования выбросов производства в проектно-сметной документации должна быть предусмотрена утилизация отходов и побочных продуктов производства, а также приведены сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. В проекте должны быть предусмотрены технические решения, обеспечивающие предотвращение загрязнения,- окружающей среды как при производственных процессах, так и в случае аварии, а также ликвидацию негативных последствий для окружающей природной среды. В проектно-сметной документации должны быть подробно разработаны вопросы охраны атмосферного воздуха (перечень источников выбросов, наименование выбрасываемых загрязняющих веществ с суммирующимися вредными воздействиями, количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ, в том числе возможных аварийных выбросов); охраны водоемов от загрязнения сточными водами (предложения по предотвращению аварийных сбросов сточных вод, по предельно допустимым и временно согласованным сбросам сточных вод); восстановления (рекультивации) земельного участка, использования плодородного слоя почвы, охраны недр и животного мира.

Предпроектная и проектно-сметная документация должна содержать оценку соответствия размещения объекта долгосрочной программе развития района, степени экологической опасности хозяйственной деятельности размещаемого объекта, масштабам и характеру оказываемого им воздействия на окружающую среду и здоровье человека. В этих документах должны быть приведены сведения об экологической обстановке в зоне предполагаемого размещения объекта, включая оценку устойчивости природно-территориального комплекса населенного пункта, района. Так, при размещении предприятий в черте населенных пунктов вокруг них обязательно нужно устраивать санитарно-защитные зоны.

Мероприятия по охране окружающей среды в процессе строительства объектов на территории землевладений и землепользований включают: предотвращение потерь природных ресурсов, рекультивацию земель, предотвращение вредных выбросов в почву или их очистку. Кроме того, на территории действующих объектов не допускаются не предусмотренное проектно-сметной документацией уничтожение древесно-кустарниковой растительности, неорганизованный излив подземных вод, запрещается выпуск воды со строительных площадок на склоны, не защищенные от размыва.

Органы экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора и проектные организации контролируют выполнение проектных решений при строительстве предприятий, сооружений и иных объектов. При отклонении от проектных решений проектные организации РосНИИземпроекта или других ведомств имеют право давать указания о прекращении производства работ, выполняемых с нарушением требований проекта и нормативных документов.

Органы контроля проводят проверки соблюдения нормативных экологических требований в процессе строительства и реконструкции зданий и сооружений, снятия и хранения плодородного слоя земли, проведения реконструкции или посадки зеленых насаждений и осуществляют надзор за подготовкой к пуску и наладкой природоохранных сооружений. По итогам проведенных проверок уполномоченные государственные органы дают предписание об устранении выявленных нарушений экологических и санитарных норм и правил. Если в указанный срок нарушения не будут устранены, органы контроля и надзора могут принять решение о приостановлении строительства.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производства при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, осуществляется на основании актов приемочных комиссий. В комиссии включают представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе и Государственного земельного комитета РФ. Необходимо отметить, что запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, не оборудованных средствами контроля за загрязнением окружающей территории. Кроме того, если не завершены необходимые работы по мелиорации и рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды, то также запрещена эксплуатация таких объектов.

Особую важность экологические требования приобретают при использовании земельных массивов, эксплуатации объектов и сооружений на их территории.

Предприятия, организации, частные лица обязаны соблюдать технологический режим, использовать экологически безопасные технологии, выполнять требования по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. Работа очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов должна быть надежной и эффективной. Следует проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, по воспроизводству природных ресурсов.

В тех случаях, когда предприятия проводят работы, связанные с нарушением земель, они обязаны обеспечить снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы, а по окончании работ провести рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия и других полезных свойств земли и обеспечить вовлечение их в хозяйственный оборот.

Предприятия, объединения, организации и граждане, занимающиеся сельским хозяйством, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, которые могут ухудшить состояние закрепленных за ними территорий.

Строительство в сельской местности животноводческих ферм и комплексов, складов минеральных удобрений и средств защиты растений, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в первую очередь должно отвечать общим экологическим требованиям, предъявляемым к размещению, технико-экономическому обоснованию проектов, проектированию и экспертизе проектов, вводу объектов в эксплуатацию и их эксплуатации.

Сельскохозяйственное производство более тесно связано с природной средой, чем промышленность. Места размещения ферм, складов химикатов, перерабатывающих предприятий нужно выбирать особенно тщательно. Их располагают с наветренной стороны или ниже по рельефу по отношению к населенным пунктам, учитывают необходимость охраны ценных сельскохозяйственных угодий, возможность размещения объекта в водоохранной зоне малых рек либо рыбохозяйственных водоемов, расположение объектов на занятых лесом или открытых территориях и т.п. Если эти объекты в процессе эксплуатации могут отрицательно повлиять на состояние земель, то необходимо оценить защитные мероприятия по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы (статья 103 Земельного кодекса РСФСР), без положительного заключения которой запрещаются строительство или реконструкция объектов.

В санитарной зоне вокруг рыбохозяйственных водоемов, т.е. не ближе 2 км от их берегов, а также в пределах водоохранных зон малых рек запрещено строительство складов для хранения пестицидов, минеральных удобрений, топливно-смазочных материалов, устройство взлетно-посадочных площадок для авиахимработ, площадок для заправки наземной аппаратуры средствами защиты растений, животноводческих комплексов и ферм, мест захоронения, а также мест складирования навоза.

Не допускается размещение сельскохозяйственных объектов и предприятий перерабатывающей промышленности в первом поясе зон санитарной охраны источников водопользования населения (статья 16 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), в первой и второй зонах санитарной охраны округов (статья 91 Земельного кодекса РСФСР), на землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков (статья 90 Земельного кодекса РСФСР).

При планировании размещения животноводческих и перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий следует предусматривать создание очистных сооружений, санитарно-защитных зон вокруг них на основе существующих нормативов.

Обязательное требование при организации территории землевладений и землепользовании – приоритетное использование сельскохозяйственных угодий по прямому назначению. Внутрихозяйственные производственные постройки следует возводить главным образом на землях, непригодных для сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны при проведении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, экономному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, затопления, подтопления, стремиться предупреждать другие вредные последствия для окружающей природной среды. Правовое регулирование отношений, связанных с мелиорированными (в первую очередь орошаемыми) землями, основывается на нормах Земельного и Водного кодексов, а строительство и эксплуатация водохозяйственных сооружений регулируются нормами гражданского законодательства. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи обязаны осуществлять защиту земель от подтопления, заболачивания, вторичного засоления (статья 101 Земельного кодекса РСФСР). В земельном законодательстве закреплено также требование, в соответствии с которым осуществление программ по мелиорации земель запрещено без предварительной оценки возможного отрицательного влияния их на состояние земель (статья 103 Земельного кодекса РСФСР). Для этого проводят санитарно-гигиеническую и экологическую экспертизу.

Границы мелиоративной системы проектируют с учетом территориальных комплексных схем охраны природной среды и схем охраны вод малых рек, границ имеющихся заповедников, заказников, территорий (акваторий) обитания особо охраняемых видов фауны, памятников природы, а также с учетом статуса их охраны.

При проектировании водозаборов на рыбохозяйственных водоемах по согласованию с органами рыбоохраны предусмотрена установка специальных приспособлений, которые препятствуют попаданию рыбы в водозаборные сооружения.

Особые экологические требования предъявляют и к эксплуатации мелиоративных систем. Правилами технической эксплуатации оросительных систем предусмотрена обязанность водопользователей осуществлять различные мероприятия по повышению плодородия мелиорированных земель, полностью и высокопродуктивно их использовать, не допуская засоления, заболачивания либо иного ухудшения. Для борьбы с засолением и заболачиванием почв хозяйства обязаны систематически проверять состояние оросительной и дренажной сети и сооружений, не допускать затопления посевов, сброса вод в коллекторно-дренажную сеть, утечки воды через сооружения, должны проводить контрольные замеры поливных норм. Землевладельцы и землепользователи, имеющие мелиорированные земли, обязаны не только соблюдать требования законодательства по охране тех земель и водных ресурсов, на которые оказывают прямое воздействие мелиоративные мероприятия, но и принимать меры по обеспечению охраны лесов и нелесной растительности, животного мира, рыбных запасов.

Нарушение указанных требований, превышение нормативов выбросов и сбросов, причинение вреда природе и здоровью человека влекут за собой ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здравоохранения. Предприятие также обязано возместить ущерб, нанесенный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его непосредственных работников, населения и потребителей продукции в хозяйстве и регионе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Основными задачами землеустройства является создание оптимальных организационно-территориальных условий для различных форм хозяйствования. Это, в свою очередь, требует обеспечения пропорциональности и сбалансированности между выделяемой землей (ее количественными и качественными характеристиками) и фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащенностью и другими параметрами как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных предприятий, а также создания условий для нормального функционирования землеустраиваемого объекта.

Исходя из этого, эффективность землеустройства должна подразделяться на экономическую, социальную и экологическую. В целом эффект землеустройства - экономический, социальный и экологический, достижение которого является результатом землеустроительных действий, должен характеризоваться результатом совершенствования организации территории и использования земли по сравнению с существовавшим состоянием организации территории и производства.

Экономическая эффективность обусловлена влиянием организации территории на организацию производства и наоборот и выражается в соотношении между полученным результатом и затратами на осуществление данного технического или хозяйственного решения. При этом экономическая эффективность характеризуется выходом продукции, ростом доходов работников и прибыли предприятий, связанных с оптимизацией производства, его территориальным размещением, более интенсивным использованием земель.

Социальная эффективность землеустройства связана, в основном, с обеспечением землеустроительными действиями социальной защиты граждан при реализации ими законных прав на земельные участки и земельные доли, стабильности землепользования и землевладения, защиты прав и интересов сельских товаропроизводителей и направлена на улучшение социальных условий жизни людей и общественного производства.

Экологическая эффективность землеустройства проявляется через влияние землеустроительных мероприятий на окружающую природную среду и характер использования земли и выражается в улучшении окружающей среды, сохранении и воспроизводстве нарушенных природных ландшафтов и природных ресурсов.

Эффективность землеустройства должна рассматриваться с двух сторон: народнохозяйственной и хозрасчетной (коммерческой).

Народнохозяйственный эффект определяется при разработке федеральных и региональных целевых программ использования и охраны земель, схем землеустройства субъектов Российской Федерации, административных районов и других муниципальных образований, схем и проектов перераспределения земель, формировании специальных земельных фондов, составлении проектов образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства. Хозрасчетная (коммерческая) эффективность землеустройства отражает влияние намеченной проектом внутрихозяйственного землеустройства организации территории конкретной сельскохозяйственной организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также реализации отдельных или комплекса мероприятий, определенных рабочими проектами на эффективность их производства.

Экономический эффект внутрихозяйственного землеустройства состоит: при размещении внутрихозяйственных подразделений, производственных центров и магистральных дорог - в снижении ежегодных издержек производства и различного рода потерь (под застройку, строительство); при организации угодий и севооборотов - в приросте чистого дохода; при устройстве территории севооборотов, многолетних насаждений и кормовых угодий - в снижении затрат на выполнение производственных процессов и предотвращения потерь производства.

При оценке экономической эффективности проекта внутрихозяйственного землеустройства рассчитываются технико-экономические, агроэкономические и экономические показатели.

Технические показатели проекта внутрихозяйственного землеустройства служат главным образом для оценки созданных проектом пространственных условий организации территории и характеристики технических свойств земли (рельефа местности, механического состава почв, наличия препятствий, культур - технического состояния, размера контуров и т.д.).

В процессе землеустроительного проектирования технические показатели отражают применение при составлении проекта научно обоснованных нормативов по допустимым уклонам в рабочем направлении движения агрегатов, предельной ширине межполосных участков, рекомендуемым размерам земельных массивов, закрепляемым за внутрихозяйственными подразделениями, оптимальным площадям севооборотов, полей, рабочих участков, допустимым расстояниям перегона скота. Технические показатели проекта при этом позволяют судить о том, как выдержаны нормы землеустроительного проектирования, улучшены пространственные условия землевладения и землепользования по сравнению с существующим положением, каковы недостатки и преимущества возможных вариантов.

Агроэкономическое обоснование проекта производится в целях установления соответствия намеченной организации территории требованиям расширения производства, поэтому показатели агроэкономического обоснования характеризуют в основном организационно-хозяйственную сторону проектов внутрихозяйственного землеустройства и представляют собой систему различного рода балансов: рабочей силы, кормов, удобрений, производства и распределения сельскохозяйственной продукции. Агроэкономическое обоснование включает также решение вопросов размещения производства и его отраслей, обоснования организационно-производственной структуры хозяйства, введения севооборотов, что также отображается соответствующими показателями.

Экономическое обоснование проводится в целях выявления наилучшего варианта организации территории, определения эффективности проектных решений по сравнению с существующим положением и снабжения проекта внутрихозяйственного землеустройства стоимостными показателями, характеризующими его эффективность. При этом экономические показатели применяют для сопоставления ожидаемых результатов по улучшению экономики и росту производства продукции различных отраслей, рациональной организации производственных процессов с вызвавшими эти улучшения затратами.

Социальная эффективность внутрихозяйственного землеустройства дифференцируется по составным частям и элементам проекта. При размещении внутрихозяйственных подразделений и производственных центров она заключается:

1. В обеспечении социальной справедливости при формировании земельных массивов внутрихозяйственных подразделений;

2. В улучшении условий управления производством и руководства им, правильной организации производства в предприятиях, что оказывает влияние на повышение производительности труда;

3. В улучшении условий жизни и работы населения за счет правильного размещения производственных центров, определения перспектив развития жилищного, культурно-бытового и производственного строительства, целевого изменения характера миграционных процессов.

Разработка проекта внутрихозяйственного землеустройства - это единая комплексная задача, которая проводится постепенным переходом от общего к частному с последующим уточнением предыдущих проектных решений.

Работа рассматривает задачи организации использования земли с учетом природных условий территории и установленной в соответствии с этим оптимальной структуры угодий сельскохозяйственного предприятия. Она решает вопросы внутреннего устройства территории севооборотов, кормовых угодий и многочисленных насаждений и составляется экспликация земельных угодий.

внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственный землепользование

Оценка устройства территории сельскохозяйственного предприятия

По плану землепользования хозяйства определим компактность, удаленность, расчлененность территории, полезащитную облесенность. Пользуясь картой муниципального образования (района), определим средневзвешенное расстояние межхозяйственных перевозок, транспортные расходы и определим степень влияния вышеперечисленных условий на экономику хозяйства. Выявив недостатки в землепользовании, дадим проектные предложения по их устранению, составим реестр ограничений в использовании земель на территории хозяйства и нанесем их границы на план землепользования.

Землепользование сельскохозяйственного предприятия оценивается по фактическим его параметрам, в сравнении с рациональными или среднерайонными показателями.

Под рациональным (в пространственном отношении) сельскохозяйственным землепользованием понимают такие размеры и расположение земельных массивов, а также средств производства, неразрывно связанных с землей, которые способствуют снижению производственных затрат, повышению производительности труда, проведению полевых работ в оптимальные агротехнические сроки, созданию устойчивого агроландшафта.

Эффективность сельскохозяйственного производства и использования земли может быть определена по стоимостной валовой или товарной продукции, уровню производственных затрат, чистому доходу на 1 га пашни или 100 га сельскохозяйственных угодий, а также по производительности труда. В значительной степени все эти показатели зависят от пространственных условий землепользования, которые характеризуются:

общей площадью территории хозяйства, составом и качеством угодий, расположением внешних границ;

местоположением по отношению к районному центру, пунктам реализации, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, транспортным магистралям;

рельефом, расчлененностью территории овражно-балочной сетью и др.

Зависимость эффективности сельскохозяйственного производства от качественного состава угодий

Размеры землепользовании и качественная характеристика земельных угодий сельскохозяйственного предприятия дается на основе учетных, земельно-оценочных и статистических данных.

Фактический размер землепользования хозяйства сопоставляется с рекомендованными для соответствующей специализации и делается вывод о перспективах дальнейшего развития сельскохозяйственного производства. При этом возможны следующие альтернативные решения:

общая площадь, состав и соотношение угодий соответствуют оптимальным размерам хозяйств для данной специализации (землепользование не изменяется);

общая площадь, в т. ч. сельхозугодий значительно превышает рекомендованные (решается вопрос о реорганизации или изменении специализации);

общая площадь землепользования, в т. ч. сельхозугодий значительно меньше рекомендованных (возможно укрупнение или уменьшение специализации на перспективу).

Зависимость эффективности сельскохозяйственного производства от пространственной структуры землепользовании

Характеристика пространственной структуры землепользовании по внутренним признакам включает в себя определение следующих показателей:

Коэффициентов компактности, прямолинейности, удаленности, расчлененности овражно-балочной сетью, полезащитной облесенности, обводненности территории.

Коэффициент компактности землепользования (КК) определяется по формуле:

КК = LX/4vP

где LX - протяженность границ хозяйства, км;

Коэффициент компактности может принимать значения более или равный единице. Экономический смысл его заключается в сравнительной оценке затрат на транспортные перевозки при существующей и эталонной пространственной структуре землепользования, т.е. показывает, во сколько раз они возрастают по сравнению с эталоном.

Коэффициент прямолинейности границ землепользования характеризует степень их изломанности и определяется по формуле:

П = LX/LKB,

где LX - фактический периметр землепользования, км;

LKB - периметр условного квадрата с определенным соотношением сторон той же площади, вписанного в землепользование.

Конфигурация землепользования считается более благоприятной в том случае, когда КП в большей степени приближается к 1.

Коэффициент пространственной удаленности (протяженности КУ, км) определяется по формуле:

КУ=LСР/l,7vP

где LСР - средняя удаленность от центральной усадьбы, км.

Коэффициент расчлененности территории землепользования оврагами и балками (КР км/км2) определяется по формуле:

КР = Lг/P,

где Lг - протяженность гидрографической сети, км.

Чем выше коэффициент расчлененности, тем хуже в пространственном отношении структура землепользования.

Коэффициенты полезащитной облесенности (КЛП), лесистости (КЛ) и обводненности (КВ) рассчитываются по формулам:

КПО = РЛП/P,

где РЛП, РЛ, РВ - площадь полезащитных и прибалочных лесополос; лесов и водной поверхности (акватории), км.

Пространственные недостатки в землепользовании и пути их устранения

Упорядочение или совершенствование (устранение недостатков) существующих землепользовании сельскохозяйственных предприятий, в т. ч. КФХ - землеустроительные действия, осуществляемые в результате территориального землеустройства по внесению целенаправленных улучшающих изменений в их площадь, размещение, границы в целях создания условий повышения эффективности производства.

Основные пространственные недостатки в землепользовании: несоответствие состава и площади угодий специализации хозяйства, неудобства в размещении массивов и расположении границ.

Недостатки в площади и составе угодий хозяйства (нерациональный размер) - несоответствие состава и площади сельскохозяйственных угодий специализации и размеру отрасли создают условия, отрицательно влияющие на производство и экономику хозяйства.

Неудобства в размещении земельных массивов землепользования:

Чересполосица - землепользование состоит из несколько обособленных участков, разделенных друг от друга землями других землепользователей.

Топографическая чересполосица - расположение участков пашни или других сельхозугодий за живыми урочищами (рекой, овражно-балочной сетью) или искусственным сооружением (автомагистралью, железной дорогой, оросительным каналом и др.). Вызываемые чересполосицей раздробленности территории увеличивает удаленность земель и необходимость общения через земли других хозяйств, ведет к ухудшению условий управляемости, увеличению транспортных затрат и потерь времени на преодоление расстояний, к дополнительным капитальным затратам (строительство мостов, переездов).

Вкрапливание - расположение внутри земельного массива и границ данного землепользования участков земли другого землепользования. Приводит к увеличению расстояний, возникновению сервитутов и другим отрицательным последствиям.

Дальноземелье - большая удаленность части земельного массива от усадьбы хозяйства, приводит к увеличению транспортных затрат, несвоевременности выполнения агроприемов и потерям продукции, снижается управляемость территорией.

Неудобства в расположении границ:

Вклинивания и изрезанность границ - врезывания земельных участков одного землепользования в земли другого, что ведет к изломанности границ, ухудшению конфигурации полей, снижению производительности труда и др.

Нерациональное расположение границ - расположение не согласованное с рельефом и другими природными факторами, противоречащее требованиям борьбы с эрозией почв.

Устранение пространственных недостатков заключается в установлении рациональных размеров и форм отвода земельных участков, структуры и компактности землепользования, сокращение расстояний перевозок и холостых переездов, улучшение внутрихозяйственной организации территории с целью создания благоприятных организационно-территориальных условий ведения сельскохозяйственного производства.

Основные способы устранения недостатков:

обмен заинтересованных сторон равновеликими и равноценными земельными участками;

обмен неравноценными и неравновеликими участками с денежной компенсацией;

передача земель в районный фонд перераспределения;

выделение земель для организации крестьянских (фермерских) хозяйств;

реорганизация предприятия (выделение новых производственных подразделений и др.).

При реорганизации предприятий (укрупнения) - объединение двух и более небольших по площади, либо присоединение ближайших земельных массивов целесообразно проектировать целыми подразделениями. Разукрупнение (при чрезмерно большой площади) - образование двух землепользовании. Размеры земельной площади сельскохозяйственного предприятия устанавливаются в соответствии с перспективной специализацией и объемом производства, а также с учетом рекомендаций научных учреждений по оптимальным размерам для данной природно-экономической зоны.

Устранение более простых пространственных недостатков (вклинивания, чересполосица, вкрапливания, нерациональное размещение границ) предусматривается путем обмена равноценными земельными участками между землепользователями или неравноценными с денежной компенсацией.

Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий

Характеристика землепользования

Землевладение сельскохозяйственных предприятий характеризуются общей площадью и конфигурацией, составом и соотношением угодий, характером их расположения, размерами контуров, особенностями рельефа и почв, количеством и размещением населенных пунктов и производственных центров. Различное сочетание землевладения характеризуйся по степени компактности, прямолинейности суходольных границ и их протяженности, наличием вклиниваний, чересполосицы. Все это оказывает влияние на уровень интенсивности использования земли, особенно пашни. Результаты изучения конфигурации землевладения приводятся в тексте пояснительной записки.

Состав и соотношение угодий характеризуют степень освоенности и распаханности территории, которая зависит от удельного веса площади сельскохозяйственных угодий (в процентах) и общей площади землевладения хозяйства и удельного веса площади пашни и общей и площади сельскохозяйственных угодий.

Для решения задачи по повышению интенсивности использования земель необходимо тщательно изучить природные свойства отдельных видов угодий; пространство с его рельефом, почвенное плодородие, растительный покров и гидрогеологические условия.

Пространственные условия, в том числе крупность контуров и характер расположения отдельных видов угодий, оказывают влияние на характер использования земли, сельскохозяйственной техники, организацию производства.

Рельеф оказывает большое влияние на тепловой и водный режим, условия увлажнения почвы, характер почв и растительности, сроки выполнения полевых работ и созревание культур. От экспозиции, крутизны и длины склонов зависит интенсивность стока воды, накопление влаги в почве.

Угодья и отдельные их части характеризуются по экспозиции и крутизне склонов. С этой целью выделим на плане границы участков с разной крутизной склонов и вычислим их площади

Размещение земельных массивов производственных подразделений

Земельные массивы производственных подразделений по площади, составу земельных угодий и качеству земель должны наилучшим образом соответствовать внутрихозяйственной специализации, обеспечивать равномерную занятость трудоспособного населения, эффективное использование земли и производственных фондов хозяйства.

По конфигурации и местоположению земельные массивы производственных подразделений должны быть компактными, по возможности правильной конфигурации с прямолинейными границами и располагаться в одном массиве, наиболее близко расположенном к хозяйственному центру. Это обеспечит значительное снижение транспортных затрат на перевозку грузов, людей и непроизводительные холостые переезды сельскохозяйственной техники.

По площади земельные массивы производственных подразделений должны также удовлетворять установленным ранее рациональным размерам, обеспечивающим наибольшую эффективность ведения хозяйства.

К размещению земельных массивов производственных подразделений и установлению их границ приступают после обоснования организационно-производственной структуры, установления числа, размеров и предварительной специализации различных трудовых коллективов хозяйства. При этом учитывают намечаемое размещение центральной усадьбы и других хозяйственных центров, а также животноводческих комплексов и ферм и существующие на год землеустройства размеры, границы и размещение производственных подразделений.

При установлении внутрихозяйственной специализации, состава угодий, закрепляемых за производственными подразделениями, и их границ необходимо учитывать возможности последующей трансформации угодий и внутрихозяйственной организации территории (размещения дорог, севооборотов, магистральных каналов и др.).

При размещении земельных массивов производственных подразделений и отводе им земельных участков в натуре необходимо исходить из следующего:

организация новых трудовых коллективов и выделение им земель не должны создавать неудобств в использовании общественных земель (чересполосицы, вклиниваний, вкрапливаний и др.):

при отводах земель или размещении земельных массивов производственных подразделений необходимо сохранять устойчивые элементы полей (лесополосы, основные дороги), т.к. любые необоснованные организационные перестройки наносят серьезный ущерб экономике хозяйства;

границы земельных массивов производственных подразделений следует по возможности совмещать с живыми урочищами (речками, балками, другими угодьями), магистральными дорогами, лесополосами;

земельные массивы должны быть компактны, правильной конфигурации, не должны разобщаться трудно преодолеваемыми естественными и искусственными преградами (оврагами, болотами, железными дорогами и др.);

необходимо обеспечить устойчивую дорожную связь земельного массива с хозцентром;

закрепление земли (передача в аренду) должны осуществляться на условиях полной материальной заинтересованности трудовых коллективов в улучшении плодородия почв соблюдении природоохранных мер на основе договоров (актов на передачу земли), в которых необходимо указывать показатели исходного плодородия почв, обязательные технологические операции и мероприятия по его поддержанию, защите земель от эрозии и ответственность за нанесение ущерба природным ресурсам;

по качественному состоянию выделяемые земельные массивы должны быть агротехнически однородными и пригодными для возделывания сельскохозяйственных культур, закрепляемых за производственными подразделениями.

Осуществление проекта землеустройства

Основные требования к разработке осуществления проекта:

повышение интенсивности использования каждого земельного участка;

организация планируемого производства продукции в наиболее короткие сроки;

создание благоприятных социальных условий дня жизни и производительного труда сельских жителей;

снижение единовременных капитальных вложений и ежегодных издержек на осуществление мероприятий, сокращение сроков окупаемости капитальных вложений

В плане мероприятий по осуществлению проекта должны учитываться:

современное состояние экономики хозяйства и организации его территории;

агротехническое состояние полей;

объем намечаемых проектом мероприятий по трансформации, улучшению угодий, охране земель, мелиорации земель, инженерного оборудования территории;

планируемые объемы капитальных вложений в различные отрасли хозяйства, мелиорацию, строительство, охрану земель;

другие условия и соображения, определяющие сроки перехода к намеченным севооборотам, сенокосо- и пастбищеоборотам, садо- и ягодникооборотам.

Инженерно-экономическая часть предусматривает распределение по годам проектного периода всех мероприятий, связанных с мелиорацией земель и инженерным оборудованием территории, с организацией средств производства, неразрывно связанных с землей, ее охраной и т.д.

В план осуществления инженерно-экономических мероприятий включается следующее:

мелиорация земель с целью увеличения площадей сельскохозяйственных угодий (осушение болот, раскорчевка кустарников, вырубок, гарей, мелколесья, мелиорация солонцов и т.п.);

мелиоративные и культурно-технические работы с целью улучшения сельскохозяйственных угодий (орошение пахотных участков, пастбищ, сенокосов, садов; коренное улучшение пастбищ, сенокосов; залужение эродированных участков; раскорчевка кустарников на пастбищах, сенокосах, очистка от пней и кочек; гипсование засоленных и солонцовых земель; известкование кислых почв).

закладка защитных лесных насаждений: лесных полос вокруг населенных пунктов, прудов и водоемов, приовражных прибалочных, полезащитных, садозащитных, зонтов на пастбищах; участков сплошного облесения;

закладка плодово-ягодных насаждений: садов виноградников, ягодников, реконструкция и т.д.;

создание культурных и орошаемых культурных пастбищ;

строительство и благоустройство населенных пунктов;

строительство хозяйственных дворов, животноводческих ферм, комплексов; хозяйственных построек, полевых станов летних лагерей, водопроводов и источников водоснабжения, механизация животноводческих ферм;

прочие мероприятия по инженерному оборудованию территории;

капитальные вложения на предусмотренные мероприятия.

площади сельскохозяйственных угодий на конец года-пашни, садов, пастбищ и сенокосов, в том числе коренного улучшения, орошаемых и неорошаемых.

Приведенная примерная схема плана в каждом случае может быть развернутой и сокращенной. Общий план мероприятий, предусмотренных проектом, оформляется в табличной форме.

План осуществления проекта рассматривается при обсуждении и утверждении проекта. Он должен входить составной частью в документацию, вручаемую землепользователю или землевладельцу.

Заключение

Согласно оптимальному решению производственное направление хозяйства осталось прежним - зерно-скотоводческое. В структуре товарной продукции произошли некоторые изменения. А именно, если в структуре посевных площадей на год землеустройства преобладали зерновые культуры 67 % и кормовые культуры только 16,5, то по проекту, посевы кормовых культур увеличены до 46,2 %, а зерновые сокращены до 53,8 %. Возрастает объем товарной продукции животноводства за счет увеличения поголовья скота. Такое распределение площадей, имеющихся в распоряжении хозяйства, позволит более эффективно использовать земельные ресурсы с максимальной отдачей от вложенных средств. Рекомендуется использовать второй вариант проекта, так как уровень рентабельности по данному проекту наибольший - 69,7 %. Данная трансформация сельскохозяйственных угодий и спроектированный севооборот, позволит хозяйству получить прибыль значительно больше.

Список использованной литературы

1. Сулин М.А., Землеустройство, (Учебники для вузов. Специальная литература) - СПб.: Издательство "Лань", 2010.

2. Комов Н.В., Родин А.З., Спиридонов В.Ф., Карцев Г.А., Мирошниченко С.Г., Волков С.Н., Емельянова Т.А., Пособие по землеустройству. (Практическое руководство). - М: Юни-пресс, 2012. - 394 с.

3. Губин Н.М., Ламекин И.В., Землеустроительное проектирование: Учебно-методическое пособие для лабораторных занятий и выполнения курсового проекта на тему: "Территориальное землеустройство": - Саратов, 2011.

4. Туктаров Б.И., доцент Сидорова И.А., ассистент Ахмеров Р.Р., Землеустроительное проектирование: Учебно-методическое пособие для лабораторных занятий и выполнения курсового проекта на тему: "Внутрихозяйственное землеустройство": - Саратов, 2010.

5. Гражданский кодекс РФ № 218-З от 07.12.1998г. (ред. от 08.01.2004г.) // Ведомости Национального Собрания РФ. - 2010. - N 7-9. - Ст.101.

6. Ефременко Н.В., Галицын Н.И. Аграрная реформа и государственное регулирование. 2011. Уфа

7. Об утверждении положения о порядке заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности: Постановление Кабинета Министров РФ от 12.04.1995 № 199 (ред. от 25.08.2004) // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров РФ. - 1995. - № 11. - Ст.253.

8. О кооперации в Республике Беларусь: Закон 1998 № 8998-XI // Ведомости Верховного Совета. - 2010 г. - № 22. - Ст.355

9. О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов (вместе с "Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)") Указ Президента РБ от 02.02.2001 № 49 (ред. от 26.07.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 13.02.2001. - № 15. - Ст.1/2020

10. О проблемах реформирования агропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой. // Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии", №10. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РФ, Москва, 2010г., с.12-22

11. Сторожев Н.В., Кузьмич И.П. Аграрное право в РФ. Курс лекций. Общая часть. - Мн.: БГУ, 2003. - 206 с.

12. Фадеев В.А. Колхоз или кооператив? // www/ucpb.org/ruslibrary/landowner/law4. shtml

13. Ярошук А.И. Крестьянин - главный человек на земле. // www/ucpb.org/ruslibrary/landowner/law5. shtml

14. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://socrat. info/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Распределение подразделений, хозяйственных центров и дорожной сети сельскохозяйственного предприятия. Размещение севооборотов и полезащитных лесных полос. Оценка сенокосов и пастбищ. Анализ экономической эффективности внутрихозяйственного землеустройства.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Сущность внутрихозяйственного землеустройства и план размещения производственных подразделений сельскохозяйственных центров. Проектирование границ землепользования и размещение усадьбы крестьянского хозяйства. Аграрноландшафтное зонирование территории.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2015

    Анализ обоснования землеустройства. Упорядочение сельскохозяйственных землевладений. Экономическое обоснование организации территории. Расчётно-графические операции для составления проекта организации землепользования сельскохозяйственного предприятия.

    отчет по практике , добавлен 17.05.2015

    Определение экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Учет продукции сельского хозяйства для исчисления производительности труда в производстве отдельных ее видов. Оценка эффективности химизации производства зерна, пути ее повышения.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2013

    Теоретические основы экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Состояние и тенденции развития производства зерна в крестьянском хозяйстве Жилякова А.П. Обоснование экономической эффективности производства и реализации зерна пшеницы.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Сущность, виды, современное состояние и оценка экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Анализ посевной площади, валового сбора и урожайности зерновых культур. Выявление резервов увеличения прибыли и уровня рентабельности.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2009

    Краткая характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства и использование земель. Изучение перспектив развития сельскохозяйственной организации. Задание на составление проекта внутрихозяйственного землеустройства АО "Родина".

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Краткая оценка землепользования и производства сельскохозяйственного предприятия. Землеустроительное обследование площадей угодий, определение их состава и структуры. Организация севооборотов, составление схем чередования сельскохозяйственных культур.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Состав и структура земельных угодий ООО "Согласие". Урожайность и валовой сбор зерновых. Поголовье и продуктивность животных. Структура основных фондов и обеспеченность ими предприятия. Оценка эффективности коммерческой деятельности производства.

    отчет по практике , добавлен 16.05.2016

    Внутрихозяйственное землеустройство и землепользование. Разработка структуры проекта и организация использования земельных угодий. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров. Разработка проекта и планово-картографический материал.

Землеустроительный проект - это комплекс документов, включающих чертежи, расчеты, описания, в которых содержатся землеустроительные предложения и дается их всестороннее обоснование. Проектирование осуществляется посредством сравнения возможных вариантов и выбора самого эффективного и технически осуществимого из них. Главной составляющей проекта землеустройства является графическая часть: чертежи (планы) фактического состояния объекта, проектные планы, чертежи обследований, рафики, диаграммы и др. Текстовая часть, как правило, включает задание на проектирование, основные показатели проекта, пояснительную записку, расчеты, сметы и другие документы. Проект землеустройства служит основой для юридического оформления и последующего перенесения в натуру соответствующего землеустроительного решения. Рассмотрение и утверждение проектной документации четко регламентируется земельным законодательством. Порядок рассмотрения и утверждения зависит от характера землеустройства, видов и форм собственности на землю и компетенции органов государственной власти по распоряжению землей. Утвержденный проект землеустройства должен быть перенесен в натуру (то есть на местность). Закон однозначно определяет, что переходить к владению или пользованию земельным участком можно только после установления его границ и получения соответствующего документа. Поэтому перенесение проекта в натуру - непременная стадия межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.

5. Землеустроительный процесс, этапы землеустроительного процесса. Определенный порядок проведения землеустройства, т.е. состав, очередность и последовательность действий, называется землеустроительным процессом. Земле.процесс определяет этапы проведения работ, состав землеустроительной документации, порядок проведения государ.экспертизы и ряж др.положений. По нормам земельного законодательства, а также в соответствии со сложившейся практикой зем –ва проводится в 6 этапов: 1. Подготовительные работы. 2. Составление проекта. 3. Рассмотрение и утверждение проектной документации. 4. Перенесение проекта в натуру. 5. Оформление и выдача землеустроительных документов и материалов. 6. Осуществление авторского надзора зам выполнением проекта зем-ва.

6. подготовительные работы при выполнении землеустроительного процесса, как правило, включают камеральную подготовку и проведение специальных полевых обследований. Камеральная подготовка – это сбор, систематизация., изучение, анализ и оценка различных материалов: планово-картографических, земельно-кадастровых, статистических, а также др., количество и содержание которых зависит от характера зем-ва и конкретных условий территории.(данных,характеризующик эконмику отраслей; прогнозных и др. предпроектных проработок; ранее составленных проектов) Полевые обследования (землеустроительное, почвенно-эрозионное, геоботаническое, мелиоративное, водохозяйственное, дорожное и др.) проводятся по мере необходимости и в тех случаях, когда собранных камерально материалов для принятия обоснованного землеустроительного решения недостаточно. Главная задача-проведение полевого и землеустроительного обследования, целью которого явлется установление на местности фактически сложившейся организации территории. В процессе полев.обслед. определяют площади, расположение ицелесообразность дальнейшего использоввания земель. Результаты оббследвания фиксируются в журнаде, если ведутсякакие либо виды съемок-журналы не ведутся


7. составление проекта при выполнении землеустроительного процесса. Составление проекта – наиболее ответственная стадия, определяющая главное содержание землеустроительного мероприятия. Землеустр.проект – комплекс документов, вкл. чертежи, расчеты, описание, в которых содержится землеустроительные предложения и дается их всестороннее обоснование. Проектирование осущ. посредствам сравнения возможных вариантов и выбора самого эффективного и технического осуществимого из них. Главной составляющей проекта зем-ва является графическая часть: чертежи фактического состояния объекта, проектные планы, чертежи обследований, графики, диаграммы и др. Текстовая часть, как правило, включает задание на проектирование, основные показатели проекта, пояснительную записку, расчеты, сметы и др. документы.

8. Рассмотрение и утверждение проектной документации. Проект служит основой для юр.оформления и последующего перенесения в натуру соответствующего землеустроительного решения. Рассмотрение и утверждения проектной документации четко регламентируется земельным законодательством. Порядок рассмотрения и утверждения зависит от характера зем-ва, видов и форм собственности на землю и компетенции органов гос.власти по распоряжению землей. Утвержденный проект зем-ва должен быть перенесен в натуру. Закон однозначно определяет, что переходить к владению или пользованию земельным участком можно только после установления его границ и получения соответствующего документа. Поэтому перенесение проекта в натуру – непременная стадия ВХЗ и мероприятия по установлению и (или) описанию границ объектов ЗУ на местности. Оформление и выдача землеустроительных документов – завершающая стадия самого процесса ЗУ, его итог. Все док., полученные в результате проведения ЗУ, составляют землеустроительную документацию и формируются в землеустроительное дело. Оно подлежит хранению в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

9. Понятие «авторский надзор». Содержание и задачи авторского надзора .
С момента получения землеустроительных документов начинается последний этап землеустроительного процесса – осуществление проекта под авторским надзором землеустроительных органов . Своевременное осуществление проекта – обязанность каждого землепользователя, определенное земельным законодательством.
В содержание авторского надзора входит:

· Проверка хода осуществления проекта по основным частям и элементам

· Проектирование и дополнительные обоснования недостаточно эффективных или не соответствующих научно-техническому прогрессу мероприятий

· Оказание методической и технической помощи по осуществлению предусмотренных проектом землеустройства мероприятий

· Восстановление утраченных в натуре границ и граничных знаков

· Выявление и устранение недостатков проекта

Авторский надзор заключается в оказании помощи землеустроительным хозяйствам. Такая помощь необходим с/х предприятиям и связана с осуществлением проектов внутрихозяйственного землеустройства как наиболее сложной и многогранной системы организации территории. Авторский надзор может осуществляться также по проектам мероприятий по описанию мероприятий и (или) установлению границ объектов ЗУ на местности, если они рассчитаны на длительное поэтапное осуществление.

10. Понятие «мероприятий по описанию мероприятий и (или) установлению границ объектов землеустройства на местности» .
При проведении мероприятий по описанию и (или) установлению границ объектов ЗУ на местности осуществляются два направления: во-первых, это рациональная и эффективная организация использования земельного фонда как объекта хозяйствования; Первое достигается посредством регулирования процессов перераспределения земель и формирования системы землевладений и землепользований в рациональных пропорциях. во-вторых, это территориальная организация производства во всех отраслях и сферах деятельности. Второе обеспечивает предоставление земельных участков для предприятий сельского, лесного хозяйства, промышленности, энергетики, связи, транспорта и других отраслей.
В целом достигается общая цель и решается единый комплекс задач, которые направлены на создание территориальных условий развития всех форм хозяйствования на земле, формирование и совершенствование рациональной системы землепользования; обоснованность, точность и бесспорность границ; установление режимов использования земельных участков, разработку мероприятий по охране земель и других природных ресурсов.
11. Виды работ при проведении мероприятий по описанию и (или) установлению границ объектов землеустройства на местности .

При проведении мероприятий выполняются следующие виды работ:

· Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства

· Межевание объектов землеустройства

Граница объекта землеустройства – установленная на плане и на местности линия, определяющая территориальный предел прав в использовании земли. Границей может служить как условная линия, установленная техническими средствами, так и визуально определяемая на местности по живым урочищам (реки, дороги); закрепляется граничными (межевыми) знаками, имеющими геодезические координаты.
Образование землепользования означает совокупность правовых и технических действий по определению местоположения, границ и площади земельного участка в качестве объекта хозяйствования и закрепления его за юридическим или частным лицом. Процесс передачи земельного участка юридическому или частному лицу на правах собственности, владения, пользования или аренды означает предоставление земель . Прекращение в установленном законом порядке права использования земельного участка прежним владельцем, пользователем или арендатором означает изъятие земель. Весь цикл работ называется отводом земель и означает землеустроительные действи по предоставлению и изъятию земельного участка (объекта землеустройства) юридическим или частным лицам с установлением в натуре (на местности) границ и граничных знаков Отвод земель объединяет как образование, так и межевание объектов землеустройства. Межевание – работы по установлению на местности границ муниципальных и других административно-территориальных образований. Границ землепользований, земельных участков с закреплением их межевыми знаками. Межевание объекта землеустройства включает в себя: определение границ на местности и их согласование; закрепление границ межевыми знаками; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

На момент землеустройства защитная способность лесополос к общей площади хозяйства составляет 85%.

Необходимость проектирования лесных полос вызвана их защитной значимостью. Полезащитные лесные полосы снижают скорость ветра, задерживают снег, увеличивают влажность почвы и воздуха. Расстояние между продольными (основными) лесными полосами должно обеспечивать хорошую защищенность полей от вредоносных ветров.

Защищенную полезащитными лесными полосами площадь Р определяют по формуле :

Р=L1C1+L2C2-C1C2n, (1)

где: L1 и L2 - суммарная протяженность соответственно всех продольных и поперечных лесных полос, м; С1 и С2 - ширина полосы защитного влияния соответственно продольных и поперечных лесополос, м;

n - общее число межполосных участков.

С = 30хНхК, (2)

где: С-ширина защитного пространства оказываемого лесополосой; Н-высота деревьев; К-коэффициент, зависящий от угла подхода вредоносных ветров к лесополосе

Р = 104323237,8 + 25673,22 - 1142100 = 9894,84га (90%)

На территории хозяйства проектируется закладка 19,46 га полезащитных лесополос и 7,9 га прибалочных лесополос, что обеспечит защитную способность лесополос к общей площади хозяйства - 90%.

Научно - технический прогресс открывает большие возможности для повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Экологическая эффективность обусловлена необходимостью охраны природы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и проявляется прежде всего во влиянии землеустроительных мероприятий и производства на окружающую среду через улучшение качества земель. Экологическая эффективность проекта является основным условием его приемлемости.

Обострению экологической ситуации и созданию дефицитности природных ресурсов способствовало в предшествующий период преобладание экстенсивного ресурсозатратного пути развития и в целом экономики, пренебрежение природно-биологическими закономерностями.

В настоящее время большинство экономистов сходятся во мнении о необходимости эколого-экономического подхода к проблемам повышения эффективности. В сельском хозяйстве экологизация экономики должна препятствовать негативному воздействию технологических процессов на биологическое состояние окружающей среды с целью поддержания природного равновесия. Это должно стать основой и при разработке проектов землеустройства.

В результате внедрения проектов внутрихозяйственного землеустройства прошлых лет, а также под влиянием антропогенной деятельности человека на территории ПСХ «Нива Кубани» имеет место уже сложившаяся организация угодий. Существуют сети внутрихозяйственных дорог и защитных лесных насаждений, населенные пункты с необходимыми для жизнедеятельности человека социально-бытовыми учреждениями и производственно-хозяйственными постройками. В настоящее время на территории хозяйства территориальная организационно-производственная структура.

По мере развития общества, ухудшения экологической ситуации, интенсификации использования земель, ухудшения эколого-хозяйственного состояния территории возникла необходимость совершенствования организации территории хозяйства. Стало очевидным, что такое совершенствование должно основываться на объективных биологических и экологических законах.

Эта задача может быть решена при переориентации организации территории на ландшафтную направленность, суть которой состоит в воспроизводстве потенциала природных ресурсов, создании сбалансированных высокопродуктивных и устойчивых агроландшафтных экосистем, адаптированных к местным природно-климатическим условиям.

Для оценки влияния состава угодий ПСХ «Нива Кубани» на экологическую стабильность его территории в таблице 17 произведем расчет экологической стабильности данного хозяйства.

Для повышения экологической стабильности территории хозяйства необходимо предусмотреть в проекте увеличение площадей средостабилизирующих угодий, полезащитных лесных полос (в основном продольных), защищающих посевы от вредоносных ветров, провести залужение глубоких 68,3 га балок на территории хозяйства как естественных водотоков. Все балки намечено исключить из состава пашни и использовать под сенокосы.

Для оценки природоохранной организации территории ПСХ «Нива Кубани» Крыловского района необходимо произвести расчет системы экологических показателей до землеустройства, и после принятия проектных решений.

1. Коэффициент экологической стабильности территории.

Он показывает влияние состава угодий на экологическую стабильность, т.е. устойчивость территории .

Коэффициент экологической стабильности территории до землеустройства составляет 0,18, что свидетельствует об экологической нестабильности территории. С учетом этого всю территорию необходимо расчленить на агроэкологически однородные (рабочие) участки. Выделение таких участков проводится в увязке с размещением лесных полос, биологических рубежей, полевых дорог, ландшафтных полос, конфигурации и размера участков для проведения механизированных работ.

Поля севооборотов могут формироваться как из смежных отдельно обрабатываемых рабочих участков, так и несмежных, в зависимости от мозаичности природных ареалов.

Задача сводится к созданию экологически устойчивого агроландшафта, включающего в себя оптимальное сочетание различных видов угодий и режимов их использования.

В настоящее время при организации использования сельскохозяйственных земель за первичные единицы принято поле, рабочий участок и агротехнически-однородный рабочий участок. При их выделении в основу кладутся часто взаимопротиворечащие определенные природные факторы и условия эффективного использования сельскохозяйственной техники.

Целью проектирования агротехнических однородных участков является создание пространственных условий для эффективного применения технологий возделывания сельскохозяйственных культур и комплексов машинно-тракторных агрегатов с одновременным прекращением эрозионных процессов на территории участка. Но поскольку технологии меняются вместе с чередованием культур, то такие постоянные участки не выполняют своей основной задачи. По нашему мнению, первичными должны быть участки пашни, выделенные только по природным признакам с одинаковыми характеристиками. Внутри этих участков в соответствии с производственным процессом должны выделяться временные участки, позволяющие учитывать особенности конкретной технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Выделение таких стабильных первичных территориальных участков по природным признакам позволит обеспечивать более тщательный учет микроклиматических и почвенных условий; создать гибкую систему внутрихозяйственных подразделений, обеспечивать более детальное экологическое и технологическое обоснование принимаемых пространственных решений; осуществить подбор культур, обеспечивающих наибольшую экономическую и почвозащитную эффективность, формировать экологически устойчивые поля, массивы севооборотов; обеспечить оперативный простор для специалистов землевладения и землепользования на основе создания нормативной базы.

Экологически устойчивым участком можно назвать территорию,

выделенную с учетом однородности характеристик ее природных ресурсов, комплектности их действия и сохраняющую свои ландшафты и особенности в процессе хозяйственного использования.

Произведем расчет коэффициента с учетом проектных решений в таблице 17.

Таблица 17 - Определение экологической стабильности ПСХ «Нива Кубани» Крыловского района

Как видно из таблицы 17 коэффициент экологической стабильности после принятия проектных решений увеличился с 0,18 до 0,19, то есть территория хозяйства не значительно стала стабильнее.

2. Коэффициент антропогенной нагрузки - на сколько сильно влияет деятельность человека на состояние природной среды и рассчитывается по формуле (3):

К А.Н. = , (3)

где: Рi - площадь земель с соответствующим уровнем антропо-

генной нагрузки, га;

Б - балл площади земель в соответствии с уровнем

антропогенной нагрузки (5-ти бальная шкала);

К А.Н. - коэффициент антропогенной нагрузки, балл.

С помощью таблицы 18 рассчитаем коэффициенты антропогенной нагрузки:

  • - до землеустройства К А.Н. = 3,88 балла;
  • - по проекту К А.Н. = 3,86 балла.

Таблица 18 - Оценка земель по степени антропогенной нагрузки

Степень антропогенной нагрузки

Группы земель, соответств. степени антропогенной нагрузки

Площадь, га

На момент Р1

По проекту Р2

На момент

По проекту

Земли промышленности, транспорта, нас. пунктов и дороги

Значительная

Пашни, мн. насажд.

Кормовые уго-дья, пастбища, сенокосы.

Незначительная

Лесные полосы, кустарники, болота, под водой

Микро-заповедники

Проектными решениями стремились, насколько это, возможно, уменьшить коэффициент антропогенной нагрузки. В результате произошло незначительное уменьшение группы земель с высокой антропогенной нагрузкой и увеличение группы земель с низкой антропогенной нагрузкой. В следствие коэффициент уменьшился с 3,88 до 3,86 баллов.

Показывает насколько близко намеченный проектом агроландшафт соответствует естественному, и как изменилось экологическое разнообразие территории по сравнению с тем, что было на год землеустройства.

Длина экотонов, т.е. длина смежных границ различных угодий, одно из которых имеет большой коэффициент стабильности, определяется в расчете на 1 гектар пашни.

В данном проекте на территории ПСХ «Нива Кубани» на год землеустройства длина экотонов составляет 54,6 м/га, а по проекту 69,7 м/га.

Индекс экологического разнообразия (Ур) рассчитывается по формуле (4):

где: Li - длина экотонов, м;

S - площадь хозяйства, га

S1 - площадь естественных компенсирующих участков,

т.е. экологически стабильных угодий, га.

Рассчитаем индекс экологического разнообразия. На момент разработки проекта он равен:

Ур = 42,1 м/га

по проекту:

Ур = 54,9 м/га

Увеличение индекса экологического разнообразия свидетельствует о том, что при принятии проектных решений существующий агроландшафт приближается к естественному.

4. Индекс продуктивности агроландшафтов с учетом «краевого эффекта» (Jп) определяется по формуле (5):

где: Кп - коэффициент увеличения продуктивности угодий вследствие «краевого эффекта», равный примерно 0,1-0,2;

S - площадь агроландшафта, га;

Li - общая длина границ экотонов, м.

Проведя вычисления, получаем:

  • - до землеустройства Jп = 5,4;
  • - по проекту Jп = 6,9.

В результате проектных решений индекс продуктивности агроландшафта увеличивается.

Онлайн сервисы