Психологические определения понятия общения, как категории в психологии. Формальное общение: понятие и общая характеристика. «маски», ограничения в контексте Каким смыслом обладает понятие неформальное общение

1. Определите соответствие:

Ответ в задании формулируется в виде буквы и цифры через запятые. Например: А1, Б2, В3.

Ответ: а2 в1 д3

2. Определите, при каком виде общения вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи:

а) кратковременное;

б) непосредственное;

в) лично-групповое;

г) опосредованное; +

д) долговременное.

3. Определите, как называется группа средств невербального общения, которая характеризуется включением в речь пауз, плача, смеха, вздохов, кашля:

а) экстралингвистика; +

б) просодика;

в) кинесика;

г) такесика.

4. Определите название специальной области, занимающейся изучением норм пространственной и временной организации общения:

а) такесика;

б) проксемика; +

в) кинесика;

г) просодика.

5. Определите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит мысли и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве:

а) родителя;

б) ребенка; +

в) взрослого;

г) неучастия.

6. Определите название стороны общения, означающей процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания:

а) интерактивная;

б) перцептивная; +

в) коммуникативная;

г) регулятивная.

7. Определите, что изучает социальная психология:

а) психику как свойство мозга отражать объективную реальность;

б) психическое развитие личности в процессе жизни;

в) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп; +

г) социальные нормы, обуславливающие то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество.



8. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении «эффекта новизны»:

9. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид ставит себя на место партнёра по общению:

а) идентификация; +

б) рефлексия;

в) эмпатия;

г) механизм обратной связи.

10. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает последняя по времени поступления информация:

а) ореола;

б) новизны; +

в) первичности;

г) дезинформации.

11. Определите, каким смыслом обладает понятие «неформальное общение»:

а) субъективным личностным; +

б) обусловлено социальными функциями;

в) все ответы правильные;

12. Укажите название способа, при котором о человеке судят на основании обобщенной характеристики социального типа, к которому он причисляется, называется:

а) аналитический;

б) социально-типический; +

в) эмоциональный;

г) ассоциативный.

13. Определите группу средств невербального общения, включающую прикосновения, пожатия, поцелуи:

а) экстралингвистика;

б) просодика;

в) кинесика;

г) такесика. +

14. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией и действиями:

а) интерактивная; +

б) перцептивная;

в) коммуникативная;

г) регулятивная.

15. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении «эффекта вторичности»:

а) по последней информации, полученной о партнёре по общению; новизна

б) по собственному отношению к партнёру по общению; обратная связь

в) по первому впечатлению, которое сложилось о партнёре по общению; первичность

г) по привлекательности партнера по общению. Ничего не написано

16. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид познает эмоциональное состояние другого человека:

а) идентификация;

б) рефлексия;

в) эмпатия; +

г) механизм обратной связи.

17. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает первая по времени поступления информация:

а) ореола;

б) новизны;

в) первичности; +

г) дезинформации.

18. Определите, каким смыслом обладает понятие «формальное общение»:

а) субъективным личностным;

б) обусловлено социальными функциями; +

в) все ответы правильные;

г) нет ни одного верного ответа.

19. Способ, при котором о человеке судят по его внешности, называется:

а) аналитический; +

б) социально-типический;

в) эмоциональный;

г) ассоциативный.

20. Определите соответствие:

Ответ в задании формулируется в виде буквы и цифры через запятые. Например: А1, Б2, В3, Г4.

Ответ: а3 б2 в1 д4

21. Определите группу средств невербального общения, изучающую диапазон, тональность, тембр и качество голоса:

а) экстралингвистика;

б) просодика;

в) паралингвистика; +

г) такесика.

22. Определите, при помощи чего осуществляется передача сообщения согласно модели коммуникативного процесса:

а) коммуникатор;

б) аудитория;

в) канал; +

г) сообщение.

23. Определите название специальной области, занимающейся изучением мимики, жестов, телодвижений:

а) такесика;

б) проксемика;

в) кинесика; +

г) просодика.

24. Укажите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит социальные оценки, опекающие и контролирующие процессы и действия с точки зрения их целесообразности для человека:

а) родителя; +

б) ребенка;

в) взрослого;

г) неучастия.

25. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией между партнерами:

а) интерактивная;

б) перцептивная;

в) коммуникативная; +

г) регулятивная.

26. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении «эффекта бумеранга»:

а) по последней информации, полученной о партнёре по общению;

б) по собственному отношению к партнёру по общению; +

в) по первому впечатлению, которое сложилось о партнёре по общению;

г) по привлекательности партнера по общению.

27. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид анализирует воздействие информации, оказываемой на партнера, и корректирует на этой основе дальнейшую стратегию общения:

а) идентификация;

б) рефлексия;

в) эмпатия;

г) механизм обратной связи. +

28. Определите, в результате, какого эффекта восприятия формируется установка на партнера по общению, и приписываются ему определенные качества:

а) ореола; +

б) новизны;

в) первичности;

г) дезинформации.

29. Укажите название процесса приписывания друг другу, как причин, так и самих образцов поведения называют:

а) межличностная аттракция;

б) каузальная атрибуция; +

в) эмпатия;

г) рефлексия.

30. Определите, как называется способ, при котором о человеке судят на основании его эмоциональной привлекательности или непривлекательности:

а) аналитический;

б) социально-типический;

в) эмоциональный; +

г) ассоциативный.

1.Активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в котором он достигает сознательно поставленной цели - это … деятельность(в)

2.Элементом структуры деятельности является … действие.(д)

3. Образ желаемого будущего, осознаваемый результат, на достижение которого направлено действие, - это … цель(в)

4.Относительно законченный элемент структуры деятельности, направленный на достижение цели - это … действие(б)

5.То, что побуждает человека к деятельности - это … мотив(г)

Раздел Социальная психология

Тема: Психология общения

1. Определите соответствие: Ответ: (а2 в1 д3)

2. Определите, при каком виде общения вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи: опосредованное;(г)

3. Определите, как называется группа средств невербального общения, которая характеризуется включением в речь пауз, плача, смеха, вздохов, кашля: экстралингвистика;(а)

4. Определите название специальной области, занимающейся изучением норм пространственной и временной организации общения: проксемика; (б)

5. Определите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит мысли и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве: ребенка(б)

6. Определите название стороны общения, означающей процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания: перцептивная; (б)

7. Определите, что изучает социальная психология:

закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп; (в)

8. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта новизны: по последней информации, полученной о партнёре по общению; (а)

9. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид ставит себя на место партнёра по общению: идентификация; (а)

10. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает последняя по времени поступления информация: новизны; (б)

11. Определите, каким смыслом обладает понятие неформальное общение: субъективным личностным; (а)

12. Укажите название способа, при котором о человеке судят на основании обобщенной характеристики социального типа, к которому он причисляется, называется: социально-типический; (б)

13. Определите группу средств невербального общения, включающую прикосновения, пожатия, поцелуи: такесика. (г)



14. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией и действиями: интерактивная; (а)

15. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта вторичности:

А) по последней информации, полученной о партнёре по общению; новизна

б)по собственному отношению к партнёру по общению; обратная связь

в) по первому впечатлению, которое сложилось о партнёре по общению; первичность

г)по привлекательности партнера по общению. Ничего не написано

16. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид познает эмоциональное состояние другого человека: эмпатия; (в)

17. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает первая по времени поступления информация: первичности; (в)

18. Определите, каким смыслом обладает понятие формальное общение: обусловлено социальными функциями; (б)

19. Способ, при котором о человеке судят по его внешности, называется: аналитический; (а)

20. Определите соответствие: Ответ: (а3 б2 в1 д4)

21. Определите группу средств невербального общения, изучающую диапазон, тональность, тембр и качество голоса: паралингвистика; (в)

22. Определите, при помощи чего осуществляется передача сообщения согласно модели коммуникативного процесса: канал;(в)

23. Определите название специальной области, занимающейся изучением мимики, жестов, телодвижений: кинесика; (в)

24. Укажите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит социальные оценки, опекающие и контролирующие процессы и действия с точки зрения их целесообразности для человека:

родителя; (а)

25. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией между партнерами: коммуникативная; (в)

26. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта бумеранга: по собственному отношению к партнёру по общению; (б)



27. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид анализирует воздействие информации, оказываемой на партнера, и корректирует на этой основе дальнейшую стратегию общения: механизм обратной связи. (г)

28. Определите, в результате, какого эффекта восприятия формируется установка на партнера по общению, и приписываются ему определенные качества:ореола; (г)

29. Укажите название процесса приписывания друг другу, как причин, так и самих образцов поведения называют: каузальная атрибуция; (б)

30. Определите, как называется способ, при котором о человеке судят на основании его эмоциональной привлекательности или непривлекательности: эмоциональный; (в)

31. Укажите название зоны общения, в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди: интимная; (в)

32. Определите, как называют собеседника, который уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебивать партнера по общению, но терпеливо сносит, когда перебивают его: недоминантный; (в)

33. Определите, как называют собеседника, который не склонен к внешней коммуникации и тяготится контактами. интроверт; (б)

34. Определите, как называют собеседника, которому требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек.

регидный. (г)

35. Укажите, как называется процесс в результате, которого партнёры обмениваются информацией, эмоциями, вырабатывают общую стратегию восприятия, взаимодействия и понимания друг друга. общение; (в)

36. Укажите форму общения, при которой люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. светское; (в)

37. Укажите форму общения, при которой интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. деловое; (б)

38. Укажите форму общения, при которой общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от личности партнера. манипулятивное; (а)

39. Укажите форму общения, при которой всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. неформальное. (г)

Тема: Психология групп

1. Определите, как называется немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии: малая группа. (г)

2. Укажите примеры малой группы: бригада рабочих; (а)

3. Назовите основной признак, отличающий коллектив от любой другой группы: социальная и общественно полезная значимость целей и задач; (в)

4. Расположите в правильной последовательности стадии развития трудового коллектива. (В - а -б –г)

5. Определите вид группы, взгляды и нормы которой служат образцом для личности:

референтная. (г)

6. Определите, при каком стиле управления коллективом для руководителя характерно жесткое единоличное принятие всех решений. авторитарный. (г)

7. Определите, при каком стиле руководства коллективом управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников. демократический; (в)

8. Укажите, как называется стиль управления коллективом, характеризующийся, с одной стороны, максимумом демократии, а с другой - минимумом контроля. либерально-анархический; (в)

9. Назовите стиль управления коллективом, при котором проявляется непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому, что обуславливает низкие результаты работы. непоследовательный или алогичный; (в)

10. Определите, при каком явлении люди склонны соглашаться с мнением группы, даже при наличии внутреннего несогласия: конформизм; (б)

11. Укажите, как называется явление ускорения или повышения продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей. фасилитация. (г)

12. Укажите, как называется явление ухудшения результатов деятельности в присутствии других людей. ингибиция; (в)

13. Определите соответствие: (1. Г 2. Д 3. Б)

14. Феномен воздействия индивида ….называется___ (лидерство)

15. Возможность каждого члена …и называется___ (контактность)

16. Социальная и психологическая общность индивидов… и называется ___ (целостность)

17. Укажите название группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно официальный характер. формальные; (б)

18. Определите название низшего уровня развития группы, представляющее собой случайное скопление людей, объединенных временем и местом нахождения. диффузная группа; (а)

19. Расположите в правильной последовательности этапы формирования малой группы. (Б - а –в)

Тема: Конфликты

1. Определите соответствие: (1Г, 2В, 3А, 4Б)

2. Определите соответствие: (1Б, 2Е, 3Г)

3. Определите название конфликта, возникающего в результате несогласования: внутриличностный; (а)

4. Укажите название конфликта, возникновение которого связано с личностными особенностями конфликтующих. субъективный; (в)

5. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором в первую очередь партнеры удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам другим. конкуренция; (а)

6. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором один из участников конфликта приносит в жертву собственные интересы ради другого. приспособление. (г)

7. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. сотрудничество. (г)

8. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором соглашение между участниками конфликта достигается путем взаимных уступок. компромисс; (б)

9. Расположите в правильной последовательности основные стадии реализации конфликта. (Б - г - а –в)

Тема: Педагогика

1.Педагогика изучает и решает проблемы.. воспитания; обучения, образовании(г)

2.Педагогика - наука, изучающая факты и закономерности … воспитания.(г)

3. Педагогическая отрасль знаний …в является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества; (в)

4.Объект познания в педагогике - это… процесс обучения и воспитания(в)

5.Предмет педагогики - это … воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека(а)

6.К основным задачам педагогики не относится… Изучение причин индивидуальных различий между людьми.(б)

7.Задачами педагогики не являются … создание модели идеального человека.(е)

8.Педагогика - исключительно теоретическая наука Нет, педагогика - это наука и искусство.(в)

9.Изучением творческого потенциала человека и путей его достижения занимается … акмеология.(г)

10.Целенаправленная организованная работа по формированию убеждений, норм поведения, черт характера и т.п. представляет собой … воспитание(а)

11.Отличие обучения от воспитания состоит в том, что…воспитание целостно, идет сразу по всем направлениям(а)

12.Обучение.. оказывает развивающее и воспитательное влияние(в)

13.Организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, формирования умений и навыков - это … обучение(а)

14.Процесс и результат количественных и качественных изменений - это … развитие(в)

15.Различают следующие виды развития человека: … физическое, психическое, духовное и социальное.(г)

16.Процесс развития личности определяется следующими факторами: … биологическими, социальными и психологическими.(г)

17.Биологические природные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя …способности.(г)

18.Общественные социальные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя … задатки(г)

19.Психологические личностные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя… анатомо-физиологические особенности.(г)

20. Процесс и результат усвоения определенного уровняобщечеловеческой культуры - это … образование(в)

21. Формирование определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира, а также мировоззрения и поведения- это … воспитание(а)

22. В средние века преобладала педагогическая идея … религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности;(б)

23. Классно-урочную систему обучения научно обосновал… Чешский ученый-педагог Ян Амос Коменский.(б)

Введение

Проблема общения относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в юношеском возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование климата в коллективе. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Предметом моего исследования является особенности общения в коллективе.

Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и советскими.

Так, например, А.Н. Леонтьев (1974) считает, что общение - определенная сторона деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента.

В.М. Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев (1969) подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Л.И. Божович (1968) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то в более взрослом наоборот, привлекательность занятий и интересы, в осноном, определяются возможностью широкого общения с коллегами. Для человека находится в “команде” важно не просто быть вместе с коллегами, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.

Как показывают исследования И.О. Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и. Это сопровождается повышенной конфликтностью работников по отношению к своим группам, членами которых они являются.

Т.о., анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное - это признание роли общения в формировании личности.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 2-х месяцев на нескольких группах испытуемых: мужского и женского пола.

Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволило нам изучить на местной выборке особенности общения в коллективе на примере фирмы “OVICO” города Кишинёва.

общение коллектив психология

Теоретические исследования по проблеме общения

Психологические определения понятия общения, как категории в психологии

Общение изучается различными науками: социологией, философией, медициной, педагогикой. Мы же будем рассматривать общение с точки зрения психологии.

Общение - это:

1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В виду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Процесс общения (коммуникацию) можно определить как технологию непрерывного взаимодействия человека с окружающим его миром, как последовательность и особенности его поведения, действий и состояний при передаче информации. В коммуникативном процессе коммуникатор обычно стремится достичь своей цели, воздействуя на те или иные сферы человека. Цель - это тот результат, ради которого коммуникатор вступает в коммуникацию с реципиентом. Предмет коммуникации - это та часть внутреннего мира - или внешнего мира реципиента, на которую коммуникатор воздействует.

Рассмотрим определения понятий «коммуникация» и «общение». В словаре С.И. Ожегова, Н.И. Шведовой коммуникация трактуется как сообщение, общение. В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова даются такие трактовки данного понятия:

1) «Коммуникация от (лат. comunicare- совещаться) -- категория, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом»,

2) «Коммуникация» в широком смысле - общение.

Г.М. Андреева рассматривает коммуникацию с нескольких сторон: интегративной, перцептивной. Она определяет коммуникацию в узком смысле слова следующим образом: «коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами, т, е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания».

Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков отмечают, что коммуникация -- «это прежде всего влияние, воздействие на партнера, это общение, обмен мнениями, переживаниями, соображениями настроениями, желаниями и т. д.». Эти же авторы подчеркивают, что содержание конкретной коммуникации в общении всегда значимо для его участников, так как обмен сообщениями происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей.

А.П, Панфилова выделяет пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

§ Кто говорит? - (коммуникатор).

§ Что сообщает? -- (информация).

§ Кому? -- (коммуникант, реципиент).

§ По какому каналу? - (какими средствами).

§ С каким эффектом (результат обратной связи).

Осуществление взаимосвязи всех значимых компонентов и будет составлять содержание коммуникативной деятельности. Чаще всего в процессе коммуникативного воздействия на человека как реципиента коммуникатором ставятся следующие задачи:

§ убедить его в чем-либо;

§ понять его намерения;

§ заставить его что-либо сделать;

§ внушить ему что-либо;

§ информировать его о чем-то;

§ получить от него нужную информацию;

§ отказать ему в чем-то;

§ скрыть что-то от него;

§ изменить его эмоциональное состояние, отношение или поведение;

§ прекратить с ним общение.

В свою очередь, человек как реципиент может преследовать, кроме перечисленных выше целей, свои, несколько иные цели:

§ выслушать коммуникатора и принять его сообщение или не слушать его совсем;

§ желать или не желать принять коммуникатора;

§ соглашаться или не соглашаться с ним;

§ использовать или не использовать полученную от коммуникатора информацию.

На основе сказанного выше В.М. Снетков предлагает различать заявленную и закрытую позицию коммуникатора. Открытая (заявленная позиция) - это высказывания вслух и явно демонстрируемые в поведении цели коммуникатора. Случай, когда коммуникатор осознанно или неосознанно стремится скрыть свою позицию, определяют как закрытую позицию.

Коммуникативный акт - это неделимое действие, жест, реплика, имеющие в глазах реципиента определенный смысл или значение.

Актуальное взаимодействие - это совокупность коммуникативных актов, используемых как метод решения стоящих перед людьми проблем. Структура коммуникативного акта включает в себя следующие фазы:

1) подготовительная;

2) установления контакта;

3) взаимной ориентации;

4) аргументации и принятия решения;

5) завершения.

Коммуникативным становится любое поведение человека при наличии явного или представляемого им реципиента, способного воспринимать и наделять смыслом или значением каждый аспект, каждую реакцию из вербального или невербального поведения человека.

Основными элементами коммуникативного акта являются: коммуникатор, реципиент, коммуникативное воздействие (поведение), окружающая среда и обратная связь. На эффективность коммуникации оказывают влияние все перечисленные выше факторы.

В литературе выделяют различные виды коммуникаций: педагогическая, деловая, массовая и др. (Н.В. Кузьмина, Г.Г. Почепцов, А.П. Панфилова). В общении человек самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения общей культуре и грамотности.

Общение пронизывает всю жизнедеятельность личности. Формы общения крайне многообразны. Общение, выраженное в непосредственных межиндивидуальных связях людей, всегда соответствует определенным исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникации и реализуется в соответствии с нормами социально приемлемого поведения (Леонтьев А.А., (1974))

Рассмотрим классификацию видов общения.

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.

Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяются и такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формы выражения, направленность.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций. Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое - либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

Итак, по характеру - общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям - на утилитарное и неутилитарное, по направленности - на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности - на открытое и закрытое, по сферам деятельности - деловое, семейное спортивное.

При определении видов общения необходимо соблюдать осторожность и учитывать факторы, при которых происходит это общение. Так, например формальное общение можно спутать с манипулятивным. Формальное общение это когда человек в рамках деловых, или дипломатических отношений общается с партнёром формально, на официальном уровне, но когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, шантажирует и т.д.), когда человека превращают в марионетку - это уже манипуляции, т.е. манипулятивное общение. Так же стоит отметить, что акт общения может являть собой разные виды, в зависимости от вида классификации, по которой его характеризуют.

Рассмотрим ещё одну классификацию - по категориям. По категориям общение можно разделить на межличностное, личностно - групповое и межгрупповое. Ещё общение можно классифицировать по степени опосредованности. Общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное - это когда общение происходит без каких - либо промежуточных звеньев, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники.

Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.

Схема 1:Классификация общения.

З. По степени опосредованности:

v Непосредственное

v Опосредованное

v Пантомимимика

4. По цели:

v Духовное межличностное общение друзей

v Деловое общение

v Светское общение

v Примитивное общение (по принципу «нужный - не нужный»)

v Манипулятивное общение (один из общающихся пытается извлечь выгоду из

собеседника, заставить его служить своим целям).

v Формально - ролевое (когда вместо знания личности собеседника обходятся знаниями его

5.По продолжительности:

v кратковременное

v длительное

Итак, как мы видим из Схемы 1, выделяют следующие виды общения:

1. "Контакт масок" -формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используя привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.)-набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан, дабы "не задевать" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, -то активно вступают в контакт, если мешает- оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение,- когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи, слов, друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть его в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

К средствам общения относятся:

1. Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е.иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е.служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.)побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно),что именно скажет.

5. Бессознательно(иногда сознательно)человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения- оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом"", “коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

Далее приведем иллюстрацию функций общения (по Карпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установления отношений. Одной из существующих классификаций функций общения является классификация Л.Л. Карпенко, согласно которой выделяется восемь функций по критерию «цель общения»:

1. контактная, цель которой установление контакта как состояния

обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2. информационная, цель которой - обмен сообщениями, то есть прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3. побудительная, цель которой - стимуляция активности партнера по общению на выполнение тех или иных действий;

4. координационная, цель которой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5. понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимания смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

6. эмотивная, цель которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7. установления отношений, цель которой - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8. оказания влияния, цель которой - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.

Психологические особенности общения в коллективе.

В общении в коллективе отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших, коллег по работе, подчиненные), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции - индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде.

Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности работника в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у работников глубокие переживания (Добрович А.Б.,(1987)).

Для работников важно не только находиться в коллективе, но и главное, занимать среди своих коллег удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле. Как показывают исследования И.С. Кона (1989) именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности.

Существуют данные (Кон И.С., (1989)), согласно которым неформальное общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.

Как показывает литературный анализ (Толстых Н.Н., (1990), И.В. Дубронина, (1989) и др.), отношения с коллегами - это отношение принципиального равенства. Они позволяют сотрудникам быть равноправными участниками всевозможных дел.

Любой человек весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своём общении с вышестоящими оказывается существом подчиненным и неравноправным. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость общения с коллегами, общения в котором нет, и не может быть заведомого неравенства. Объективное положение работника в коллективе гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

Отношения в коллективе сложнее, многообразнее и содержательнее. Эти отношения заметно отличаются по степени близости: у работника могут быть просто товарищи, коллеги, друзья.

Общение в коллективе работник считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство каких-либо сторон, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. И чем более неблагополучны отношения с вышестоящими, тем большее место в его жизни занимают коллеги, тем сильнее влияние коллектива (И.С. Кон, В.А. Лосенков (1974)).

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения:

§ Интимно-личную,

§ Стихийно-групповую,

§ Социально-ориентированную

Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность коллектива. Такой вид общения приводит к появлению разного рода компаний, неформальных групп. В процессе стихийно- группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Неформальное общение - это всевозможные личностные контакты, которые происходят за пределами официальных отношений. Если выражаться простым языком, то оно подразумевает разговор между людьми без ограничений и соблюдения правил. А ещё неофициальное общение чаще всего возникает спонтанно. Чтобы вступить в контакт с кем-то, человеку не нужно заранее формулировать фразы, придумывать темы и подготавливать свои мысли. В данном случае всё намного проще. Но с точки зрения психологии данная тема представляет немалый интерес. Так что в её изучение стоит углубиться.

Виды общения

Сначала хотелось бы уделить внимание общим понятиям. Рассмотреть виды и формы общения, если быть точнее. Начать стоит с самой распространённой классификации.

Существует материальное общение. С ним мы сталкиваемся регулярно, поскольку оно подразумевает обмен продуктами деятельности или предметами. Когнитивное общение тоже не является редким. В его рамках проходит обмен знаниями и информацией. Причём имеется в виду не только контакт между преподавателем и учениками, лектором и слушателями, начальником и подчинёнными. Если один приятель звонит другому, чтобы осведомиться о погоде в его городе перед приездом в гости, это также является когнитивным общением. Пусть и неформальным.

Также всем нам прекрасно знакомо кондиционное общение. Со сверстниками оно практикуется чаще всего. Ведь подразумевается обмен эмоциями и чувствами. Ярким примером является ситуация, когда человек пытается развеселить своего печального друга.

Говоря про виды и формы общения, нужно выделить ещё одну категорию. Она именуется мотивационной. Подразумевается обмен целями, желаниями, интересами, побуждениями и интересами. Проявляется как в неформальном, так и в деловом общении. Попытки уговорить друга пойти в поход - это такой же мотивационный элемент, как и премия, обещанная сотруднику, заключившему больше всего сделок.

Последний вид общения в традиционной системе называется деятельностным. Оно заключается в обмене умениями и навыками. Осуществляется в процессе совместной деятельности и зачастую в условиях формальной обстановки.

Первичный уровень близости

Теперь можно перейти к основной теме. Психологи полагают, что неформальное общение существует на основе двух уровней близости. Начальный называется первичным.

Он формируется ещё при первом контакте. Наверняка у каждого такое бывало, что спустя час общения с новым знакомым складывалось впечатление, будто бы он является давним добрым товарищем. Длительного знакомства для этого не требуется, проявляется высокая спонтанность эмоционального восприятия, неосознанное чувство радости.

Волевому регулированию ситуация не поддаётся, так как в подавляющем большинстве случаев единственное, чего хотят люди - продолжать беседу. Не удивительно, ведь первичный уровень характеризуется необычайной легкостью, высокой степенью понимания и доверия, откровенностью. Это тот самый случай, когда новоиспечённого друга спустя час после знакомства называют родственной душой.

Рациональный уровень

Он формируется после прохождения некоторого времени с момента начала общения между людьми. Рациональный уровень основан на осознании контактирующими людьми сходства норм, ценностей, жизненного опыта и установок. Считается, что такое неформальное общение является более устойчивым.

Есть даже традиционно выделяемые группы, которые часто встречаются в коллективах. Они представляют собой маленький неформальный союз внутри одного большого целостного делового состава.

Разновидность групп

Принято выделять «пары» - союз из двух человек, взаимно симпатизирующих друг другу. Нередко один из них лишь дополняет или сопутствует другому.

Также бывают и «треугольники». Как уже можно было догадаться, это три человека, испытывающих взаимную симпатию. Они придерживаются неформального общения и образуют внутри делового коллектива своё собственное ядро - маленькое, но тесное и сплочённое.

Ещё выделяют «квадраты». Чаще всего это совокупность пар. И отношения между ними не всегда отличаются одинаковой интенсивностью.

Также в коллективах встречаются «цепочки», нередко являющиеся источником сплетен, слухов и всем известного «испорченного телефона».

Последняя неформальная группа называется «звезда». Её ядром является условный лидер, который и объединяет всех остальных.

Противоречия

Есть мнение, что неформальное общение, наблюдаемое между членами рабочего коллектива, не всегда положительно влияет на трудовую деятельность.

Особые противоречия вызывают ситуации, в которых дружеские отношения связывают руководителя и подчинённого. Пересудов, домыслов, зависти и подозрения со стороны других коллег не избежать. Все поступки сотрудника будут чуть ли не под микроскопом рассматриваться. Даже заслуженная похвала или награда будет смотреться, как полученная «по блату». Некоторые люди, не отмеченные благоволением начальства, будут сильно злиться, особо агрессивные не постесняются начать строить козни.

А бывает, что и сам сотрудник, приближённый к руководству, начинает проявлять фривольность, расслабленность. Профессиональные обязанности отходят на задний план. Зачем фокусироваться на работе, когда твой приятель - босс? В итоге всё заканчивается плохо. Неформальное общение и дружба резко пресекаются. Руководителю надоедает такое поведение, и он начинает относиться к приятелю не как к товарищу, а как к бесполезному безответственному работнику. Тот, естественно, обижается и теряет желание общаться дальше. Это - яркий и нередкий пример доказательства того, что не нужно смешивать личные отношения и деловые.

На примере дружбы

Существуют различные виды межличностных отношений. Но дружба является лучшим примером проявления неформального общения. Она основана на симпатии, общности интересов и привязанности, а ещё в ней нет места деловому стилю речи.

Диалог и монолог между друзьями носит легкий, непринуждённый характер. Нередко они обсуждают что-то на своём языке, их речь изобилует «приватными» неологизмами. У них а ещё они знают друг о друге практически всё.

Что же позволяет добиться такого общения? Коммуникативные умения, которые зачастую даже не осознаются людьми. К таковым относится способность учитывать не только свою репрезентативную систему, но и собеседника. Немаловажно и умение позитивно формулировать цели общения, принимать во внимание интересы и ценности оппонента, быть гибким в процессе диалога. Ещё необходимо проявлять наблюдательность к изменениям в эмоциональном состоянии собеседника и настраиваться на его «волну», когда это нужно. И перечисленное является лишь малой частью того, что подразумевает искусство общения с людьми.

Речевой стиль

Его тоже стоит отметить вниманием. Наверняка каждый видел, как протекает общение детей. Оно непринуждённое и максимально простое. Дети говорят так, как они думают. Неформальный диалог подразумевает то же самое. Это настоящий моральный отдых для личности. Ведь человек может выражать свои мысли так, как ему хочется, а не как предписывают правила. Что называется разговорным стилем речи.

Просторечная и неологизмы, жаргонизмы, сленг, фразеологизмы, экспрессивно окрашенные или уменьшительно-ласкательные слова, усечения, субстантивация - всё это и многое другое может содержать в себе диалог и монолог, выдержанный в разговорном стиле.

Речевые «помехи»

В общем, как можно было понять исходя из вышесказанного, человеку в неформальном стиле общения предоставляется полная свобода слова. Однако не все могут ею воспользоваться. Почему? Всё элементарно. Многим людям становится настолько привычным общение в деловой форме, что даже находясь в неформальной обстановке они продолжают разговаривать в официальном стиле.

В принципе, ничего страшного в этом нет, но смотрится, порой, неуместно. Ведь деловому стилю речи свойственна компактность и сжатость изложения, использование специфической терминологии, отымённых предлогов, сложных союзов и отглагольных существительных. Но больше всего привлекает внимание отсутствие эмоциональных речевых средств и экспрессии.

Дистанция

Итак, была приведена характеристика стилей общения, теперь хотелось бы отметить вниманием важность дистанции. Все люди контактируют между собой, находясь на определённом расстоянии. Традиционно выделяют четыре зоны общения.

Первая - интимная (около 15 см). В эту зону обычно попадают лишь самые близкие люди. Потому что её можно сравнить с частной неосязаемой собственностью - это очень личное пространство. Если неприятный или чужой человек пытается туда проникнуть, то появляется ощущение дискомфорта.

Вторая зона называется личной (до 50 см). Свойственна как для делового, так и неформального общения. Примерно полметра и разделяет обычно друзей, непринуждённо разговаривающих в баре или в кафе за столиком. Так удобней видеть собеседника.

Третья и четвёртая зоны называются социальной (до 1.2 м) и публичной (свыше 1.2 м). Они характерны для формального общения.

Правила общения: чего делать не нужно

Эту тему тоже стоит отметить вниманием. С раннего детства общение со сверстниками учит нас строить диалог, сотрудничать с окружающими людьми, обмениваться мнениями. С годами примитивные умения обогащаются, совершенствуются, пополняются новыми. Однако есть люди, которым очень сложно находить язык с другими. Порой, деловые отношения представляются им более простыми, чем неформальные, бытовые. Именно их волнует то, и чего в процессе следует избегать.

Если хочется построить позитивный и продуктивный диалог, то не нужно задавать личных и вульгарных вопросов. Также следует избегать лести. Сдержанный комплимент способен сделать приятное собеседнику и настроить его на беседу, но чрезмерное восхищение, граничащее с фанатизмом, лишь насторожит.

Ещё не нужно «дёргаться». Важно держать под контролем своё тело. А ещё мало говорить о себе, перебивать, перекрикивать, лгать и придумывать что-то, лишь бы развить разговор. Также не нужно слишком долго думать над ответом и смотреть мимо собеседника - надо учиться бороться со стеснением.

Принципы хорошего диалога

Продолжая тему, касающуюся того, как правильно общаться, стоит отметить вниманием правила, являющиеся основой неформальных отношений.

Самое важное из них - не нужно бояться проявлять интерес к собеседнику. Нет идей, как начать беседу? Можно просто попросить человека быть интересным. Пусть он что-то о себе расскажет. Вопрос может касаться чего угодно. Любимых фильмов, музыкального жанра, мест для отдыха в городе. Не подводя разговора к теме, можно спросить, бывал ли человек где-нибудь заграницей. Да? Тогда не будет лишним уточнить, где именно и что там интересного. Нет? Значит, можно уточнить, есть ли желание куда-то поехать и что-то посмотреть. Эту тему очень легко развить.

Ещё можно пообсуждать что-то злободневное. Ежедневно в мире происходит бесчисленное множество событий. Никто не запрещает выделить наиболее значимое из них и спросить у собеседника, что он о нём думает. Потом в большинстве случаев по ходу беседы «всплывает» ещё несколько тем, пригодных для обсуждения.

Переписка

Это отличный способ совершенствовать своё искусство общения с людьми. Сегодня социальные сети предоставляют безграничные возможности для этого. К тому же письменная форма неформального общения намного проще устной.

Во-первых, у человека есть шанс сформулировать свою мысль. Он может набрать её в окошке, перечитать, исправить. Или удалить и написать заново, по-другому. Иначе говоря, человек в социальных сетях способен научиться правильно строить диалог.

Помимо формирования культуры общения, осуществляется ещё и эмоциональное «раскрытие» личности. Человек, ранее не умевший общаться, страдавший робостью, нерешительностью и комплексами, обретает умения, являющиеся необходимыми для существования в обществе. Самое главное - научиться их потом переносить на реальность.

Напоследок

Резюмируя, хотелось бы сказать, что являются лучшим примером социального взаимодействия людей. В ходе их проявляется индивидуальная неповторимость каждого человека, своеобразные манеры, специфика речи и общения. Именно неофициальная, бытовая, простая обстановка позволяет узнать того или иного индивида, как личность с большой буквы. Потому что в любых других формах и видах общения существуют свои правила и границы. И только в неформальной сфере этого нет.

Малый бизнес